2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 О преподавании теоретической механики.
Сообщение25.05.2013, 09:31 


15/04/10
985
г.Москва
тема относится к разделу преподавания, но чтобы привлечь внимание специалистов сознательно направил не в тот раздел. Извините, админ.
Теоретическая механика это-интересная наука. Но к сожалению во многих ВУЗах преподается неинтересно.
В самом деле, бесконечные балки, стержни с шарнирами, валы, блоки-полиспасты -это скучновато.
В то же время к теор.мех. примыкают и новые незаезженные и относительно интересные области
1)Динамика неголономных систем (систем с неголономными связями).(робототехника)
К сожалению она мало или почти не преподается. Мои пожелания -популяризовать, т.е. придумать простые понятные примеры применения, составить неголономные уравнения и показать возможность их решения.
2)Кинематика в расширенном смысле (твердого тела, гироскопы) основанная на уравнениях Эйлера очень интересна но тоже мало преподается.Хотя можно моделировать прецессию например, в Матлаб
3)Интересный раздел примыкающий к теор.мех. - задачи преследования и погони. Особенно если преследуемый и преследователи
- системы управления. Тогда борьба алгоритмов, оптимальное управление+кинематика
4)Ну небесная механика и баллистика - понятно, не для всех, но и она очень интересна - методы малого параметра, Крылова-Боголюбова, оскулирующие элементы, с-ма координат Пуанкаре-Делонэ...
5)Обращаю внимание на близость разделов колебаний теор.мех к волновым задачам, скажем акустики.
Акустические волны - это волны в упругих телах... Я бы вообще если была возможность включил в курс механики и понятие волн и методы работы с ними - сложение и проч....
Выводы.
Прежде всего обращаюсь к людям, работающим в этой обл. (на сайте - Олег Зубелевич).
Ну сделайте что-нибудь для популяризации науки. Предложите красивые несложные примеры.
Мне известен в Москве хороший преподаватель теор.мех. М.Н. Кирсанов (МЭИ) -человек увлеченный,автор решебника и сайта - и к нему тоже.
Сам я, хотя и пишу это - можно сказать почти не работал по специальности теор.мех и занимаюсь в данный момент многим другим.

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение25.05.2013, 10:44 


10/02/11
6786
у меня такое впечатление, математический аппарат механики настолько развит, что задач олимпиадного уровня практически нет. Все задачи по мотивам классических курсов термеха оказываются либо стандартными ,либо исследовательского уровня.

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение25.05.2013, 12:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
eugrita в сообщении #728104 писал(а):
Теоретическая механика это-интересная наука. Но к сожалению во многих ВУЗах преподается неинтересно.
В самом деле, бесконечные балки, стержни с шарнирами, валы, блоки-полиспасты -это скучновато.

Теоретическая механика - это две интересных науки. Со случайно совпавшими названиями.

Первая наука раньше называлась теоретическая механика, а сейчас более правильное её название - техническая механика. Она про балки, валы и прочее.

Вторая наука раньше называлась аналитическая механика, а сейчас очень часто называется теоретической механикой. Она про конфигурационные и фазовые пространства и многообразия, связи голономные и неголономные, устойчивость, интегрируемость и прочее. Она широко используется в теоретической физике - в теории поля, в квантовой теории, в статистической физике. Но к механике, как к кругу физических явлений, она уже имеет отдалённое отношение. Многое из механических явлений в этой теории не рассматривается или малоинтересно (например, неидеализированные удар и трение).

Путать эти две науки не стоит.

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение27.05.2013, 02:54 


15/04/10
985
г.Москва
Munin Согласен конечно, что спорить? Так и написано в википедии. Но обидно все-таки, нет чтобы 2 разных термина использовать. Тогда бы яснее и студентам разных ВУЗов и специальностей было бы, а также репетиторам, что у них на самом то деле преподается. Видел даже и такое как читал физик -доктор наук выпускник МФТИ эту самую аналитическую механику специальности явно не физической, - кажется обработка телеметрии или что-то вроде. Но Munin говорит, что она скорее не как самостоятельная, а вспомогательная наука к разделам физики.
Тогда она нужна в 1-ю очередь физикам? А куда вы относите баллистику и методы расчета орбит запуска КА?
А 2-е мое спорное утверждение: в волнах (ну не световых конечно - там цуги очень короткие) а в радиоволнах или звуковых, упругих волнах нельзя ли выделить подобласть, заточенную только на вопросах расчетов полей, сложения (когерентных ) волн? И сказать, что это вообще-то близко к кинематике, но чуть с другим матем.аппаратом? В световых это- волновая оптика, но как-то аккуратно надо там с когерентностью
----------------------------------------------
О.Зубелевичу. А просто примеры неголономных задач. Заезженный пример коньки - как неголономная связь. Но кому в голову придет считать это? Роботы конечно сложно. Но самый примитивный манипулятор с 1 -2 ст.свободы? Когда-то на примере банальнейшей задачи про груз через шкив едущий по наклонной плоскости обратил внимание, что если наклон горки приличный, то допущение о нерастяжимости троса вовсе не приводит к условию $R\Delta\varphi=\Delta s$ Даже такая школьная еще задачка может быть нелинейной

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение27.05.2013, 08:48 


15/04/10
985
г.Москва
Собственно есть такой раздел уж как хотите какой механики, физики - теория колебаний. Часто в нем не разделяют системы с сосредоточенными и распределенными параметрами как в теор.механике. И рассматривают колебания с разных позиций и как решение диф.ур-ов, волнового уравнения, аналитически. И геометрически - сложение волн. И , несмотря на то что вопрос интерференции волн входит в школьную программу, я думаю что случаи многократного отражения и сложения волн более сложных чем гармонические, скажем, узкополосных еще ждут исследователя и применения методов моделирования и анимаций. Мне тоже вопрос этот интересен и я буду тратить несмотря на цейтнот, все свои знания программиста и теоретика на создание программ, на предмет моделирования картин волновых фронтов и анимационного типа

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение27.05.2013, 12:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
eugrita в сообщении #728825 писал(а):
Так и написано в википедии.

Я в этом убедился лично, без википедии, и путём довольно болезненных проб и ошибок.

eugrita в сообщении #728825 писал(а):
Но обидно все-таки, нет чтобы 2 разных термина использовать.

А тут исторические причины, с одной стороны, и понты, с которыми не хочется расставаться ("теоретическая механика" звучит всё-таки солиднее, чем "техническая"). А с другой - теоретическая механика - это теоретическая основа всей теоретической физики. Consistency в терминологии.

eugrita в сообщении #728825 писал(а):
Но Munin говорит, что она скорее не как самостоятельная, а вспомогательная наука к разделам физики.

Я бы сказал, не вспомогательная, а некая общая база, и общий язык, на котором все разные разделы физики могут общаться. В математике аналогичную роль играют теория множеств и математическая логика, в большой степени - теории действительных и комплексных чисел и евклидова геометрия, даже, может быть, конечномерный анализ. И в некоторой степени - теория категорий. Два математика из разных областей могут друг друга понять, если будут сводить свои высказывания к терминам этих теорий. Точно так же, два теорфизика могут друг друга понять, если будут говорить на языке теормеханики.

eugrita в сообщении #728825 писал(а):
А куда вы относите баллистику и методы расчета орбит запуска КА?

Баллистика тесно соприкасается с аэродинамикой. КА - это часть небесной механики. Ну разумеется, на атмосферном участке траектории КА они могут использоваться совместно.

Если честно, то и то, и другое - прикладные дисциплины и темы, и могут задействовать самые разные разделы теории. Например, баллистика может использовать теорию устойчивости и теорию хаоса, хотя в довольно узком плане - найти условия, при которых целиться теряет смысл, и необходимо переходить к активному наведению в полёте.

eugrita в сообщении #728825 писал(а):
А 2-е мое спорное утверждение: в волнах (ну не световых конечно - там цуги очень короткие) а в радиоволнах или звуковых, упругих волнах нельзя ли выделить подобласть, заточенную только на вопросах расчетов полей, сложения (когерентных ) волн? И сказать, что это вообще-то близко к кинематике, но чуть с другим матем.аппаратом?

В теоретической физике - это тот же самый мат. аппарат, точнее, производный от него. Выделять или не выделять подобласть - зависит от задач. Если есть практические задачи, в которых только сложение полей интересно, то почему бы и нет? (А, кстати, есть: интерференция и дифракция.) Я с радио и звуком дела не имел, так что не знаю.

eugrita в сообщении #728825 писал(а):
ну не световых конечно - там цуги очень короткие... В световых это- волновая оптика, но как-то аккуратно надо там с когерентностью

Это да. Полное описание световых волновых процессов даёт только квантовая оптика.

eugrita в сообщении #728825 писал(а):
Когда-то на примере банальнейшей задачи про груз через шкив едущий по наклонной плоскости обратил внимание, что если наклон горки приличный, то допущение о нерастяжимости троса вовсе не приводит к условию $R\Delta\varphi=\Delta s$

А какой эффект вмешивается?

eugrita в сообщении #728863 писал(а):
Собственно есть такой раздел уж как хотите какой механики, физики - теория колебаний. Часто в нем не разделяют системы с сосредоточенными и распределенными параметрами как в теор.механике. И рассматривают колебания с разных позиций и как решение диф.ур-ов, волнового уравнения, аналитически. И геометрически - сложение волн. И , несмотря на то что вопрос интерференции волн входит в школьную программу, я думаю что случаи многократного отражения и сложения волн более сложных чем гармонические, скажем, узкополосных еще ждут исследователя и применения методов моделирования и анимаций. Мне тоже вопрос этот интересен и я буду тратить несмотря на цейтнот, все свои знания программиста и теоретика на создание программ, на предмет моделирования картин волновых фронтов и анимационного типа

В общем, сложение негармонических волн обычно не особо интересно: достаточно разложить эти волны по Фурье, найти все отражения и сложения, и собрать результат обратно. Но есть случаи, когда это не годится: нелинейные волны и ударные волны. Под это, да, приходится заводить отдельный раздел теории. Кстати, про ударные волны вообще скудновато литературы, я подозреваю, из-за частично засекреченной тематики.

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение27.05.2013, 15:32 


10/02/11
6786
eugrita в сообщении #728825 писал(а):
Заезженный пример коньки - как неголономная связь. Но кому в голову придет считать это?

Конек Чаплыгина -- одна из классических задач неголономной механики и очень простая. мы ее интегрируем со студентами на семинарах и исследуем движения.
eugrita в сообщении #728825 писал(а):
Но самый примитивный манипулятор с 1 -2 ст.свободы?

выложите какую-нибудь такую задачу, только что бы это не выглядело как кондовый приклад с кучей обременительных инженерных подробностей

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение27.05.2013, 19:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Oleg Zubelevich в сообщении #729035 писал(а):
выложите какую-нибудь такую задачу, только что бы это не выглядело как кондовый приклад с кучей обременительных инженерных подробностей

Я бы тоже был заинтересован, как зритель.

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение29.05.2013, 08:43 


15/04/10
985
г.Москва
груз по наклонной плоскости - если нить от шкива к грузу не закреплена каким-то промежуточным роликом, а направлена по прямой касательной от шкива к центру или касательной к грузу (шару-цилиндру), то возникает геометрическая нелинейность.$L=\sqrt{d^2+s^2-2dscos(\alpha)}$
где L -длина нити от шкива к грузу.(считается нерастяжимой)

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение29.05.2013, 17:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Что-то не понял, приведите чертёж.

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение11.06.2013, 10:34 


15/04/10
985
г.Москва
Изображение

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение11.06.2013, 17:49 


10/02/11
6786
по-моему вполне стандартная задача

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение11.06.2013, 19:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
eugrita
Из вашего рисунка не видно, почему $R\,\Delta\varphi\ne\Delta s.$

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение12.06.2013, 05:13 


15/04/10
985
г.Москва
1)Зубелевичу. Стандартная то стандартная, только все студенты подобные задачи решают линейно выражая обобщ.координаты одну через другую любым способом через уравн Лагранжа ли, через з-н сохр.энергии .В результате еще когда активная сила или момент имеют вид $F=F_0\sin(wt)$ или
$F=F_0(1-e^{-kt})$ получается довольно стандартный диф ур и решение а здесь все таки посложнее.
2)Munin. Вам разве формулы внизу левой части рис недостаточно?
Ну еще конечно предполагаем $r<<d$ иначе еще сложнее

 Профиль  
                  
 
 Re: О преподавании теоретической механики.
Сообщение12.06.2013, 12:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
eugrita в сообщении #735671 писал(а):
Munin. Вам разве формулы внизу левой части рис недостаточно?

Я смотрел на правую часть, левая - думал, что не подходит под описание. Ошибся.

Ну, такой задачи в школе никто не даст.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group