2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Свои и чужие
Сообщение18.01.2013, 23:39 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
Хорошая статья

Дело Кабанова. Свои и чужие

Цитата:
в последний год наблюдаю утрату не каких-то доступных в просветлении, а самых простых, под ногами валяющихся критериев различения добра и зла. Я про то, что «раз ходил с нами, значит, должен быть хороший». А для других, соответственно, хороший – кто не ходил, а если ходил на это поганое антироссийское болото, то плохой, что наконец и вскрылось заслуженно.


О том что все более типично стало судить о личных качествах того или иного человека по его принадлежности к "своим" или наоборот "чужим" политическим взглядам.

Тут есть ряд смежных и близких тем, которые в этой связи можно пообсуждать, если все нормально пойдет - может и дойдем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Свои и чужие
Сообщение19.01.2013, 01:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
71261
PAV в сообщении #673462 писал(а):
Тут есть ряд смежных и близких тем, которые в этой связи можно пообсуждать, если все нормально пойдет - может и дойдем.

По-моему, вброс [censored] в вентилятор никак не может нормально пойти как обсуждение. Непонятно, на чём основаны ваши ожидания в этой связи, и вообще ваша деятельность такого плана (уже не первый раз за последние несколько дней).

 Профиль  
                  
 
 Re: Свои и чужие
Сообщение19.01.2013, 01:43 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
Эрих Фромм в книге "Человек для самого себя" хорошо анализирует противостояние двух видов этики: авторитарной и гуманистической.

Если вкратце, то гуманистическая этика - это естественные представления о хорошем и плохом, которые формируются у человека по мере накопления жизненного опыта. Результат независимых суждений и осознанного выбора.

И напротив, авторитарная этика навязывает представления о хорошем и плохом, объявляет моральным всё то, что одобрено неким авторитетом: вождём, партией, общественными традициями, просветлённым гуру, главой секты. Аморальным же считается всё то, что порицаемо авторитетом.

(Самый же аморальный поступок в рамках авторитарной этики - это сомнение в авторитете и в его праве диктовать взгляды. Ничто не может сравниться с этим грехом.)

Конечно, в чистом виде ни та, ни другая этика почти не встречаются. Обычно люди находятся под влиянием некой смеси из разного рода этических норм, в которой присутствуют как авторитарные, так и гуманистические начала.

Полагаю, деление на "своих" и "чужих" можно рассматривать как проявление авторитарной этики. "Авторитетом" в данном случае является группа. Что хорошо для группы, то и является добром. Что плохо для группы, то является злом. Если некий индивид принадлежит группе, то "наезд" на него расценивается как "наезд" на группу.

Отсюда и проистекает позиция, характеризуемая известным изречением Эйзенхауэра: "Он, конечно, мерзавец, но это же наш мерзавец!"

Нужно обладать достаточно независимым мышлением, чтобы не поддаться идее "своих" считать хорошими. А напротив, стараться хороших считать "своими". (Задача ещё больше усложняется, если хороший умный человек относит себя к другому лагерю и считает тебя своим врагом. Тут надо быть святым, чтобы не забывать о положительных качествах оппонента.)

Надеюсь, когда-нибудь люди всё же преодолеют этот дремучий атавизм, деление на "своих" и "чужих". (Но к тому времени они, наверное, уже не будут людьми.) А пока мы имеем то, что имеем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Свои и чужие
Сообщение19.01.2013, 11:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
71261
"Джонатан Хейд о пяти основах морали"
http://macroevolution.livejournal.com/77820.html
    Цитата:
    ...элементы человеческой морали... являются продуктом естественного отбора у высокосоциальных приматов.

    Цитата:
    Таким образом, есть две психологических системы, одна касающаяся справедливости/правосудия, другая – заботы и защиты уязвимых. И если вы посмотрите литературу по эволюции морали, то увидите, что большинство работ сосредоточены исключительно на этих двух системах...
    ...
    Большинство традиционных обществ озабочены отнюдь не только вредом/заботой и справедливостью/правосудием.
    ...
    На основе обзора антропологических и эволюционных публикаций Крейг Джозеф из Северо-Западного университета и я (Джонатан Хейд) пришли к выводу, что существуют три наилучших кандидата на роль дополнительных психологических основ морали, помимо вреда/заботы и справедливости/правосудия. Мы обозначили эти три основы как «принадлежность к группе/лояльность»...; «власть/уважение»... и «чистота/святость»...

 Профиль  
                  
 
 Re: Свои и чужие
Сообщение19.01.2013, 12:19 
Заслуженный участник


11/05/08
31881
PAV в сообщении #673462 писал(а):
О том что все более типично стало судить о личных качествах того или иного человека по его принадлежности к "своим" или наоборот "чужим" политическим взглядам.

Тлетворное влияние интернета.

Во-первых, общение через клаву создаёт иллюзию знакомства, никак не способствуя при этом общению: при личной встрече двух идеологических типа противников вряд ли придёт в голову произносить слова, так легко и непринуждённо выпархивающие из-под пальчиков на пипочки. Во-вторых, противников именно "типа" -- в большинстве случаев у них нет сколько-то внятной идеологии; закалённые в сетевых баталиях, они давно уж привыкли мыслить не мыслями и даже не символами, а исключительно мемами. В-третьих, чем интернет хорош -- там есть поисковые системы, и каждый волен выискивать лишь те мемы, которые ему по душе или просто модны в его тусовке. В результате возникает цепная реакция и мировосприятие быстро скукоживается вплоть до полной невменяемости. При этом лично человек (независимо от направленности владеющих им стереотипов) может быть вполне приличным и по выходе в реал, где внешние раздражители имеют более объективный характер, даже более-менее адекватным; только вот возвращаться в реал становится всё труднее.

-- Сб янв 19, 2013 13:25:17 --

Там на страничке, кстати, сбоку ссылка на заметку довольно-таки в тему. Если немного вглядеться.

http://slon.ru/world/pochemu_kotikov_mozhno_ne_tolko_postit_no_i_est-875193.xhtml#poll
Цитата:
Почему котиков можно не только постить, но и есть

Человечество всегда было не лучшего мнения о душевных качествах китайцев. Какие-то они слишком закрытые, холодные, бесчувственные. С ними всегда надо быть настороже, потому что никогда не знаешь, как далеко они могут зайти в этой своей конфуцианской рациональности.

И действительно, предчувствия не обманули человечество. 15 января китайцы попались на таком зверстве, что хуже не придумаешь. Тысяча котов и кошек чуть не погибли, обреченные исполнить роль тигра в традиционном южнокитайском блюде «Дракон, тигр, феникс», которое приносит удачу и долголетие.

Животным удалось спастись только благодаря прогрессивному влиянию западных ценностей и низкой культуре вождения на китайских дорогах. Грузовик, который вез котов в тесных деревянных клетках на кухни провинции Гуандун, попал в аварию. Через несколько часов на мяуканье сбежались защитники животных. Не поверив рассказам водителя, что там у него кролики, они разломали клетки и освободили мясных котиков.

. . . . . . . . . . . . . .

Властям авторитарного Китая нет особого дела до местных защитников животных и их единомышленников на Западе. Поэтому ни крестьянам Хунани, ни рестораторам Гуандуна не грозит разорение из-за того, что правительство под давлением склонных к умилению граждан введет законодательный запрет на мясное котоводство. А вот в Европе власти из простой сентиментальности уничтожают целые отрасли экономики.

Кому мешало, что в Нидерландах есть процветающее меховое животноводство, которое создает полторы с лишним тысячи хорошо оплачиваемых рабочих мест, исправно платит налоги и ежегодно добавляет к ВВП страны несколько сотен миллионов евро? Только тем, кто не может контролировать свое умиление при виде пушистых зверьков типа норки, шиншиллы или лисички. Поэтому в декабре прошлого года голландский парламент запретил меховое животноводство.

Разводить и убивать кур, коров или овечек в Нидерландах можно и дальше – сколько угодно. Крыс травить – это пожалуйста, никто даже не будет требовать, чтобы их гуманно убивали электричеством, а не обрекали на мучительную агонию, накормив ядом. А вот норки – няшные, поэтому их нельзя держать даже в специальных гуманизированных вольерах под контролем десятка экологических комиссий и общественных наблюдателей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Свои и чужие
Сообщение19.01.2013, 13:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
71261

(Оффтоп)

ewert в сообщении #673570 писал(а):
при личной встрече двух идеологических типа противников вряд ли придёт в голову произносить слова, так легко и непринуждённо выпархивающие из-под пальчиков на пипочки.

Зато при личной встрече двух идеологических, типа, союзников...

Впрочем, ничего нового в описанном вами явлении нет.
    Цитата:
    -- Я скажу вам откровенно, - отвечала панама, - Сноудену пальца в рот не клади. Я лично свой палец не положил бы.
    И, нимало не смущаясь тем, что Сноуден ни за что на свете не позволил бы Валиадису лезть пальцем в свой рот, старик продолжал:
    -- Но что бы вы ни говорили, я вам скажу откровенно-Чемберлен все-таки тоже голова.

 Профиль  
                  
 
 Re: Свои и чужие
Сообщение19.01.2013, 13:26 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
Цитата:
И действительно, предчувствия не обманули человечество. 15 января китайцы попались на таком зверстве, что хуже не придумаешь. Тысяча котов и кошек чуть не погибли, обреченные исполнить роль тигра в традиционном южнокитайском блюде «Дракон, тигр, феникс», которое приносит удачу и долголетие.

Ну, поедать каких-то кошек в надежде на удачу и долголетие — это всё-таки маразм, как мне кажется.

Цитата:
Разводить и убивать кур, коров или овечек в Нидерландах можно и дальше – сколько угодно. Крыс травить – это пожалуйста, никто даже не будет требовать, чтобы их гуманно убивали электричеством, а не обрекали на мучительную агонию, накормив ядом. А вот норки – няшные, поэтому их нельзя держать даже в специальных гуманизированных вольерах под контролем десятка экологических комиссий и общественных наблюдателей.

А я думаю, тенденция позитивная. Сейчас защищают "няшных" пушистиков, а когда-нибудь очередь может дойти и до коров. (Например, когда люди научатся выращивать мясо в чанах с физраствором, в промышленных масштабах, и это станет экономически выгоднее, чем содержать обычные фермы. Или, скажем, когда все наши потомки перейдут на питание от электрической розетки.)

На мой взгляд, весь прогресс человеческой нравственности — это как раз и есть постепенное расширение понятия "свой". Со временем оно разрасталось, охватывало всё новые территории... Ведь когда-то считалось отнюдь не зазорным полакомиться печенью индивида из соседнего племени. (Более того, это было признаком крутизны, люди думали, что так к ним переходит сила убитых врагов.) А теперь вот уже поедание кошек стало "не комильфо"... Хотя кто-то до сих пор надеется приманить удачу подобным образом.

Что ж, в этот раз удача не улыбнулась поедателям кошек, и они остались без лакомства. :)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group