2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Свои и чужие
Сообщение18.01.2013, 23:39 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
Хорошая статья

Дело Кабанова. Свои и чужие

Цитата:
в последний год наблюдаю утрату не каких-то доступных в просветлении, а самых простых, под ногами валяющихся критериев различения добра и зла. Я про то, что «раз ходил с нами, значит, должен быть хороший». А для других, соответственно, хороший – кто не ходил, а если ходил на это поганое антироссийское болото, то плохой, что наконец и вскрылось заслуженно.


О том что все более типично стало судить о личных качествах того или иного человека по его принадлежности к "своим" или наоборот "чужим" политическим взглядам.

Тут есть ряд смежных и близких тем, которые в этой связи можно пообсуждать, если все нормально пойдет - может и дойдем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Свои и чужие
Сообщение19.01.2013, 01:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
09/06/20
72408
PAV в сообщении #673462 писал(а):
Тут есть ряд смежных и близких тем, которые в этой связи можно пообсуждать, если все нормально пойдет - может и дойдем.

По-моему, вброс [censored] в вентилятор никак не может нормально пойти как обсуждение. Непонятно, на чём основаны ваши ожидания в этой связи, и вообще ваша деятельность такого плана (уже не первый раз за последние несколько дней).

 Профиль  
                  
 
 Re: Свои и чужие
Сообщение19.01.2013, 01:43 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
Эрих Фромм в книге "Человек для самого себя" хорошо анализирует противостояние двух видов этики: авторитарной и гуманистической.

Если вкратце, то гуманистическая этика - это естественные представления о хорошем и плохом, которые формируются у человека по мере накопления жизненного опыта. Результат независимых суждений и осознанного выбора.

И напротив, авторитарная этика навязывает представления о хорошем и плохом, объявляет моральным всё то, что одобрено неким авторитетом: вождём, партией, общественными традициями, просветлённым гуру, главой секты. Аморальным же считается всё то, что порицаемо авторитетом.

(Самый же аморальный поступок в рамках авторитарной этики - это сомнение в авторитете и в его праве диктовать взгляды. Ничто не может сравниться с этим грехом.)

Конечно, в чистом виде ни та, ни другая этика почти не встречаются. Обычно люди находятся под влиянием некой смеси из разного рода этических норм, в которой присутствуют как авторитарные, так и гуманистические начала.

Полагаю, деление на "своих" и "чужих" можно рассматривать как проявление авторитарной этики. "Авторитетом" в данном случае является группа. Что хорошо для группы, то и является добром. Что плохо для группы, то является злом. Если некий индивид принадлежит группе, то "наезд" на него расценивается как "наезд" на группу.

Отсюда и проистекает позиция, характеризуемая известным изречением Эйзенхауэра: "Он, конечно, мерзавец, но это же наш мерзавец!"

Нужно обладать достаточно независимым мышлением, чтобы не поддаться идее "своих" считать хорошими. А напротив, стараться хороших считать "своими". (Задача ещё больше усложняется, если хороший умный человек относит себя к другому лагерю и считает тебя своим врагом. Тут надо быть святым, чтобы не забывать о положительных качествах оппонента.)

Надеюсь, когда-нибудь люди всё же преодолеют этот дремучий атавизм, деление на "своих" и "чужих". (Но к тому времени они, наверное, уже не будут людьми.) А пока мы имеем то, что имеем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Свои и чужие
Сообщение19.01.2013, 11:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
09/06/20
72408
"Джонатан Хейд о пяти основах морали"
http://macroevolution.livejournal.com/77820.html
    Цитата:
    ...элементы человеческой морали... являются продуктом естественного отбора у высокосоциальных приматов.

    Цитата:
    Таким образом, есть две психологических системы, одна касающаяся справедливости/правосудия, другая – заботы и защиты уязвимых. И если вы посмотрите литературу по эволюции морали, то увидите, что большинство работ сосредоточены исключительно на этих двух системах...
    ...
    Большинство традиционных обществ озабочены отнюдь не только вредом/заботой и справедливостью/правосудием.
    ...
    На основе обзора антропологических и эволюционных публикаций Крейг Джозеф из Северо-Западного университета и я (Джонатан Хейд) пришли к выводу, что существуют три наилучших кандидата на роль дополнительных психологических основ морали, помимо вреда/заботы и справедливости/правосудия. Мы обозначили эти три основы как «принадлежность к группе/лояльность»...; «власть/уважение»... и «чистота/святость»...

 Профиль  
                  
 
 Re: Свои и чужие
Сообщение19.01.2013, 12:19 
Заслуженный участник


11/05/08
31922
PAV в сообщении #673462 писал(а):
О том что все более типично стало судить о личных качествах того или иного человека по его принадлежности к "своим" или наоборот "чужим" политическим взглядам.

Тлетворное влияние интернета.

Во-первых, общение через клаву создаёт иллюзию знакомства, никак не способствуя при этом общению: при личной встрече двух идеологических типа противников вряд ли придёт в голову произносить слова, так легко и непринуждённо выпархивающие из-под пальчиков на пипочки. Во-вторых, противников именно "типа" -- в большинстве случаев у них нет сколько-то внятной идеологии; закалённые в сетевых баталиях, они давно уж привыкли мыслить не мыслями и даже не символами, а исключительно мемами. В-третьих, чем интернет хорош -- там есть поисковые системы, и каждый волен выискивать лишь те мемы, которые ему по душе или просто модны в его тусовке. В результате возникает цепная реакция и мировосприятие быстро скукоживается вплоть до полной невменяемости. При этом лично человек (независимо от направленности владеющих им стереотипов) может быть вполне приличным и по выходе в реал, где внешние раздражители имеют более объективный характер, даже более-менее адекватным; только вот возвращаться в реал становится всё труднее.

-- Сб янв 19, 2013 13:25:17 --

Там на страничке, кстати, сбоку ссылка на заметку довольно-таки в тему. Если немного вглядеться.

http://slon.ru/world/pochemu_kotikov_mozhno_ne_tolko_postit_no_i_est-875193.xhtml#poll
Цитата:
Почему котиков можно не только постить, но и есть

Человечество всегда было не лучшего мнения о душевных качествах китайцев. Какие-то они слишком закрытые, холодные, бесчувственные. С ними всегда надо быть настороже, потому что никогда не знаешь, как далеко они могут зайти в этой своей конфуцианской рациональности.

И действительно, предчувствия не обманули человечество. 15 января китайцы попались на таком зверстве, что хуже не придумаешь. Тысяча котов и кошек чуть не погибли, обреченные исполнить роль тигра в традиционном южнокитайском блюде «Дракон, тигр, феникс», которое приносит удачу и долголетие.

Животным удалось спастись только благодаря прогрессивному влиянию западных ценностей и низкой культуре вождения на китайских дорогах. Грузовик, который вез котов в тесных деревянных клетках на кухни провинции Гуандун, попал в аварию. Через несколько часов на мяуканье сбежались защитники животных. Не поверив рассказам водителя, что там у него кролики, они разломали клетки и освободили мясных котиков.

. . . . . . . . . . . . . .

Властям авторитарного Китая нет особого дела до местных защитников животных и их единомышленников на Западе. Поэтому ни крестьянам Хунани, ни рестораторам Гуандуна не грозит разорение из-за того, что правительство под давлением склонных к умилению граждан введет законодательный запрет на мясное котоводство. А вот в Европе власти из простой сентиментальности уничтожают целые отрасли экономики.

Кому мешало, что в Нидерландах есть процветающее меховое животноводство, которое создает полторы с лишним тысячи хорошо оплачиваемых рабочих мест, исправно платит налоги и ежегодно добавляет к ВВП страны несколько сотен миллионов евро? Только тем, кто не может контролировать свое умиление при виде пушистых зверьков типа норки, шиншиллы или лисички. Поэтому в декабре прошлого года голландский парламент запретил меховое животноводство.

Разводить и убивать кур, коров или овечек в Нидерландах можно и дальше – сколько угодно. Крыс травить – это пожалуйста, никто даже не будет требовать, чтобы их гуманно убивали электричеством, а не обрекали на мучительную агонию, накормив ядом. А вот норки – няшные, поэтому их нельзя держать даже в специальных гуманизированных вольерах под контролем десятка экологических комиссий и общественных наблюдателей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Свои и чужие
Сообщение19.01.2013, 13:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
09/06/20
72408

(Оффтоп)

ewert в сообщении #673570 писал(а):
при личной встрече двух идеологических типа противников вряд ли придёт в голову произносить слова, так легко и непринуждённо выпархивающие из-под пальчиков на пипочки.

Зато при личной встрече двух идеологических, типа, союзников...

Впрочем, ничего нового в описанном вами явлении нет.
    Цитата:
    -- Я скажу вам откровенно, - отвечала панама, - Сноудену пальца в рот не клади. Я лично свой палец не положил бы.
    И, нимало не смущаясь тем, что Сноуден ни за что на свете не позволил бы Валиадису лезть пальцем в свой рот, старик продолжал:
    -- Но что бы вы ни говорили, я вам скажу откровенно-Чемберлен все-таки тоже голова.

 Профиль  
                  
 
 Re: Свои и чужие
Сообщение19.01.2013, 13:26 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
Цитата:
И действительно, предчувствия не обманули человечество. 15 января китайцы попались на таком зверстве, что хуже не придумаешь. Тысяча котов и кошек чуть не погибли, обреченные исполнить роль тигра в традиционном южнокитайском блюде «Дракон, тигр, феникс», которое приносит удачу и долголетие.

Ну, поедать каких-то кошек в надежде на удачу и долголетие — это всё-таки маразм, как мне кажется.

Цитата:
Разводить и убивать кур, коров или овечек в Нидерландах можно и дальше – сколько угодно. Крыс травить – это пожалуйста, никто даже не будет требовать, чтобы их гуманно убивали электричеством, а не обрекали на мучительную агонию, накормив ядом. А вот норки – няшные, поэтому их нельзя держать даже в специальных гуманизированных вольерах под контролем десятка экологических комиссий и общественных наблюдателей.

А я думаю, тенденция позитивная. Сейчас защищают "няшных" пушистиков, а когда-нибудь очередь может дойти и до коров. (Например, когда люди научатся выращивать мясо в чанах с физраствором, в промышленных масштабах, и это станет экономически выгоднее, чем содержать обычные фермы. Или, скажем, когда все наши потомки перейдут на питание от электрической розетки.)

На мой взгляд, весь прогресс человеческой нравственности — это как раз и есть постепенное расширение понятия "свой". Со временем оно разрасталось, охватывало всё новые территории... Ведь когда-то считалось отнюдь не зазорным полакомиться печенью индивида из соседнего племени. (Более того, это было признаком крутизны, люди думали, что так к ним переходит сила убитых врагов.) А теперь вот уже поедание кошек стало "не комильфо"... Хотя кто-то до сих пор надеется приманить удачу подобным образом.

Что ж, в этот раз удача не улыбнулась поедателям кошек, и они остались без лакомства. :)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group