Munin прав.
Во-первых, стоит упомянуть замечательное глобальное исследования в области цветообозначения Брента Берлина и Пола Кея 1960-ых годов. Они выделяли в языках так называемые фокусы (основные цвета) и на их основе вывели универсальный закон для всех языков: существует 11 основных цветов, и для них существует строгая иерархия:
(чёрный, белый)(красный)(зелёный, жёлтый)(синий)(коричневый)(серый, оранжевый, розовый, фиолетовый).
Эта иерархия означает следующее: если в языке есть пять цветов, то это те, которые стоят первыми в иерархии; если два цвета – то это всегда обязательно будут «чёрный» и «белый». То есть не может быть так, чтобы, например, «оранжевый» был в языке, а «коричневого» не было. И т.д.
Во-вторых,
идея прототипов. После выхода работы Берлина и Кея появились её критики, в том числе Джон Люси и Анна Вежбицкая.
Джон Луси заметил, что исследование хорошее, но оно построено с точки зрения физики (физически ведь цвет – это просто электромагнитные волны различных длин, каждому цвету соответствует свой диапазон длин электромагнитных волн), а в действительности в языке слово может иметь значение не только связанное с конкретным физическим параметром, но значить что-то ещё.
Пример такой. В русском языке есть слово «рыжий» – отличается ли его физический параметр от слова «оранжевый»? По-видимому, нет, а главное отличие состоит в том, что «рыжим» мы называем что-то живое, а «оранжевым» – что-то искусственное. Примерно такая же разница между «бурым» и «коричневым». Люси обратил внимание на это, т.е. на то, что название цвета – это не только цвет в прямом смысле, а сопровождается ещё какими-то ассоциациями, коннотациями, и даже значением! Ещё пример: мы говорим «карий» и «гнедой».
Анна Вежбицкая усилила эту идею, сказав, что для цвета
важны не физические параметры, а прототип. И определить, почему в языке есть два цвета, три цвета, или одиннадцать можно только поняв, в каких условиях этот словесный цветовой спектр формируется. То есть важно не как цвет выглядит (физически), а с чем он соотносится: основные цвета связаны с основными объектами. «Красный» – это кровь, «жёлтый» – это солнце, «синий» – это море или река, а «голубой» – это небо, «зелёный» – трава, лягушки. Это очень важно; мы уже автоматически говорим то цвет неба голубой, даже если мы зачастую видим серое небо.