2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
 
Сообщение07.01.2006, 01:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
dolopihtis писал(а):
Что касается 4 файла , то судя по номерам кадров 1- 10 - это начало процесса , т. е нестационарный режим.

Это - самый конец цепочки домино. Нумерация кадров - в ролике. Начало падение - две секунды неподвижности в ролик не включены. Сравните, пожалуйста, с пятым кино.

Еще обращает на себя внимание подскок последнего домино в кадрах 04-07 -- 04-10. Он (в таком виде) наблюдается только в конце цепочки (опять таки, сравните с видео).

dolopihtis писал(а):
В 3 файле , в кадрах номер 19,20,21 обратите внимание на последовательные положения домино номер 13 (для примера)

Посмотрел. Моя интерпретация - сдвиг 13-го наблюдается после столкновения с домино 14. Еще более показателен следущий фрагмент тех же стоп кадров -
Изображение
Линия - чтобы совместить позиции между кадрами - строго вертикальна.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.01.2006, 21:13 
Экс-модератор
Аватара пользователя


30/11/05
1275
Дабы подогреть дискуссию предлагаю ещё один вариант решения.
Предположим, что помимо силы давления левой костяшки $F$, которая перпендикулярна
поверхности правой костяшки нужно учитывать силу трения скольжения.
Изображение
На рисунке эта сила направлена вниз и приложена к правой костяшке. На левую кость тоже действует сила трения, но она направлена вверх. Сила трения равна $\mu F$, где $\mu$ коэффициент трения. Вращающие моменты левой (1) и правой (2) костяшек
$M_1=-Fl(\cos(\psi)+\mu\sin(\psi))$, $M_2=Fl\cos(\psi)$.
Через $l$ обозначена длина костяшки.
Отсюда находим изменение угловых скоростей при ударе, который происходит в момент времени $T$:
$\dot{\psi}(T+0)-\dot{\psi}(T-0)=-(1+\mu \tan(\psi))\omega$
За нулевой момент времени я принял момент, когда $\psi=0$.
Омега - это скорость правой костяшки после удара.
Чтобы найти угловые скорости подключим закон сохранения энергии:
$\dot{\psi}(T-0)^2=\dot{\psi}(T+0)^2+\omega^2$
Решаем и находим, что
$\dot{\psi}(T-0)=\frac{\omega}{2}\frac{2+2\mu\tan(\psi)+\mu^2\tan(\psi)^2}{1+\mu\tan(\psi)}$
В установившемся режиме $\dot{\psi}(T-0)$ и $\omega$ связаны соотношением:
$\dot{\psi}(T-0)=\omega\left( 1+\frac{3g}{4L} T^2)$. Я не расписываю подробно. Скажу лишь,
что это уравнение получается из уравнения динамики вращательного движения
$\ddot{\psi}=\frac{3g}{2l}\sin(\psi)\approx \frac{3g}{2l}\psi$,
при малых временах. Теперь можно найти время падения одной костяшки $T$ в установившемся режиме и скорость гребня:
$v=\frac{l \sin\psi}{T}=\sqrt{6gl\cos(\psi)(\cos(\psi)+\mu\sin(\psi))}/(2\mu)$.
Подставим числа (всё в СИ):
$l=0.038$
$g=9.8$
$\mu=0.35$
$\psi=\hbox{arcsin}(0.03/0.038)=0.9$
Отсюда
$v=1.58$ метров в секунду.
Привожу графики зависимости скорости гребня от расстояния между костяшками
Изображение
Добавлю от себя ещё вот что. Когда расстояние между костяшками приближется к $l$ нужно учитывать, что часть энергии уходит в кинетическую энергию поступательного движения правой костяшки. Что (скорее всего) приведет к тому, что скорость не упадет до нуля. И ещё. Действительно ли трение между пластинками является тем механизмом передачи угловой скорости? Графики подсказывают, что это можно проверить с помощью еще одного эксперимента. Можно испачкать домино в чём-нибудь липком и посмотреть повлияет ли это на скорость!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.01.2006, 22:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
:evil:
:lol: Теперь моя очередь критиковать:

1) Во-первых, я не очень понимаю, у нас столкновение с трением, а мы применяем закон сохранения энергии. Я разбирал, чтобы понять что к чему, столкновение горизонтально летящего шара с вертикальной стенкой. Там закон сохранения энергии не выполнялся.

2) Сила трения - штука коварная. Она направлена всегда против касательной составляющей скорости. Это означает, что а) она может полностью остановить откат (поскольку движение по полу без проскальзывания) и б) после начала отката она начинает действовать в противоположном направлении.

3) Я так понимаю, что коэффициент трения у Вас - более или менее наугад?

4) Я так Вас понял, Вы не учитываете толщину костяшек? Оня заметна даже для далеко стоящих (30 мм), тем более более близко стоящих.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Я, примерно в течении часа, постараюсь поместить экспериментальные величины скорости. Хочу сделать это отдельным сообщением, чтобы не мешать все вместе... вкратце около 1 м/с для всех расстояний. Иллюзия большей вариации скорости создается за счет того, что волна проходит разную длину при одном и том же количестве домино.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.01.2006, 22:19 
Экс-модератор
Аватара пользователя


30/11/05
1275
незванный гость писал(а):
1) Во-первых, я не очень понимаю, у нас столкновение с трением, а мы применяем закон сохранения энергии. Я разбирал, чтобы понять что к чему, столкновение горизонтально летящего шара с вертикальной стенкой. Там закон сохранения энергии не выполнялся.
2) Сила трения - штука коварная. Она направлена всегда против касательной составляющей скорости. Это означает, что а) она может полностью остановить откат (поскольку движение по полу без проскальзывания) и б) после начала отката она начинает действовать в противоположном направлении.
3) Я так понимаю, что коэффициент трения у Вас - более или менее наугад?
4) Я так Вас понял, Вы не учитываете толщину костяшек? Оня заметна даже для далеко стоящих (30 мм), тем более более близко стоящих.

1) Почему я применяю закон сохранения энергии? Потому что удар очень быстрый и сдвиг пластинок (который может быть в принципе) очень небольшой, и работа сил трения при этом должна быть очень мала!
2) я предполагаю, что сила трения между столом и костяшками велика. Аргумент: костяшки выглядят достаточно тяжелыми. Тем не менее я уже дописал, что когда расстояние между костяшками близко к длине костяшки то возникает поступательное движение паралельно столу. Это значит, что нужно учитывать силу трения между столом! Это хорошо видно в конце последнего кинофильма!
3) Наугад. Но его можно определить из другого независимого эксперимента.
4) Не учитывал. Но это просто сделать... Только всё будет сложнее выглядеть. Я изложил идею, что трение может быть тем неизвестным стабилизирующем механизмом! Если в формулу для скорости подставить $\mu=0$ то получим бесконечность!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.01.2006, 22:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
:evil:
Аурелиано Буэндиа писал(а):
Можно испачкать домино в чём-нибудь липком и посмотреть повлияет ли это на скорость!

Мне свои жалко. Фамильные, однако. Старше меня и Вас (а может быть, и нас вместе :) ). Сейчас таких не делают.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.01.2006, 22:22 
Экс-модератор
Аватара пользователя


30/11/05
1275
незванный гость писал(а):
Мне свои жалко. Фамильные, однако. Старше меня и Вас (а может быть, и нас вместе :) ). Сейчас таких не делают.

Да ладно Вам. Можно испачкать в очень липком чае, а потом вымыть =)) Но я не настаиваю. Что-нибудь придумаем...

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.01.2006, 22:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
Аурелиано Буэндиа писал(а):
1) Почему я применяю закон сохранения энергии? Потому что удар очень быстрый и сдвиг пластинок (который может быть в принципе) очень небольшой, и работа сил трения при этом должна быть очень мала!

Сдвиг невелик, да силы большие. Я уже приводил пример столкновения мяча со стенкой.

Аурелиано Буэндиа писал(а):
2) я предполагаю, что сила трения между столом и костяшками велика. Аргумент: костяшки выглядят достаточно тяжелыми. Тем не менее я уже дописал, что когда расстояние между костяшками близко к длине костяшки то возникает поступательное движение паралельно столу. Это значит, что нужно учитывать силу трения между столом! Это хорошо видно в конце последнего кинофильма!

Коэффициент трения мало зависит от массы. Похоже, в данной задаче больше играет он, чем масса. Что касается поступательного движения, я ни разу не увидел его на снимках в момент столкновения. При вторичном столкновении, после удара о стол - оно есть, не вопрос. Но оно нас уже не интересует. Конец последнего фильма - это удар последней костяшки о стол (без соударения, это конец цепочки), и ее соскальзывание со стола. Обратите внимание - упавшие костяшки подпрыгивают, это не наблюдается нигде, кроме конца цепочки (повидимому, потому, что вес кроме последней отдают заметную часть энергии при столкновении). Посмотрите кадры 04-05 : 04-06 -- это и есть столкновение, но никакого проскальзывания.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.01.2006, 22:57 
Экс-модератор
Аватара пользователя


30/11/05
1275
Когда я говорю о проскальзывании между столом я имею в виду 3-й PNG-файл кадры 20-... там ясно видно, что костяшки сместились! Не коэффициент трения зависит от массы а сила трения. Она $\sim mg$

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.01.2006, 23:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
:evil:
Моя идея с обработкой звуковой дорожки не прошла, придется довольствоваться обработкой картинок с заметно меньшей точностью измерения ( :) почти как масса нейтрийно, однако). Идея простая - записываем последнего номер кадра, для которого данную костяшку еще не толкнули. Визуально, на последних двадцати столкновениях процесс выглядит установившимся, и тем не менее, разделим их на две группя по десять. Тогда скорость в первой группе должна быть непеременно ниже, чем во второй. Плюс, добавим среднюю скорость за все двадцать... Считаем диапазон, в котором должна находиться скорость...

$\begin{array}{ссcc}
 & v_{8-18} & v_{18-28} & v_{8-28} \\
15 mm & 0.749 \div 0.999 & 0.817 \div 1.124  & 0.817 \div 0.999 \\
25 mm & 0.832 \div 0.999 & 0.881 \div 1.070 & 0.881 \div 0.999 \\
30 mm & 0.749 \div 0.899 & 0.749 \div 0.817 & 0.749 \div 0.817
\end{array}$

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение08.01.2006, 00:49 
По сути новая модель идентична предыдущей , если приравнять мю = tan ( тэта).
Разница только в интерпретациях.

  
                  
 
 
Сообщение08.01.2006, 01:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
Аурелиано Буэндиа писал(а):
Когда я говорю о проскальзывании между столом я имею в виду 3-й PNG-файл кадры 20-... там ясно видно, что костяшки сместились!

Я специально проверил, и не увидел. Мой метод проверки -- берем кадры начиная с костяшки до столкновения. Проводим вертикальную линию зеленым цветом. Она проходит через опирающийся угол в костяшке после удара (пример такого рисунка - в одном из предыдущих сообщений.)

Еще раз -- сила трения в опоре достаточна только при первом столкновении. В какой-то момент ее становиться недостаточной, чтобы удержать свободно и одиноко падающую костяшку. И коэффициент трения о стол (намеренно) выше, чем коэффициент трения между костяшками.

Аурелиано Буэндиа писал(а):
Не коэффициент трения зависит от массы а сила трения. Она $\sim mg$

Здесь сила трения при столкновении пропорциональна не весу, а упругой силе. В любом случае, в этой задаче масса не играет - на нее все всегда делиться.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение08.01.2006, 01:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
:evil:
Похоже, я умудрился потерять сообщение с коэффициентом трения. Коэффициент трения между костяшкам $\frac{3}{13} \le \mu \le \frac{4}{17}$. Что дает $\mu = 0.233 \pm 0.003$.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение08.01.2006, 01:39 
Заслуженный участник


28/10/05
1368
Аурелиано, прошлась по твоему первому посту на этой странице - и не согласилась.
Ребята, читать буду всё - внимательно и с пристрастием, правда пока не совсем понятно, когда это произойдет. До новых встреч.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение08.01.2006, 11:55 
Экс-модератор
Аватара пользователя


30/11/05
1275
незванный гость писал(а):
:evil:
Похоже, я умудрился потерять сообщение с коэффициентом трения. Коэффициент трения между костяшкам $\frac{3}{13} \le \mu \le \frac{4}{17}$. Что дает $\mu = 0.233 \pm 0.003$.

А как Вы умудрились определить его в домашних условиях с такой потрясающей точностью?
LynxGAV писал(а):
внимательно и с пристрастием, правда пока не совсем понятно, когда это произойдет...

Всегда рады! Заходи поболтаем

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение08.01.2006, 12:32 
Экс-модератор
Аватара пользователя


30/11/05
1275
dolopihtis писал(а):
По сути новая модель идентична предыдущей , если приравнять мю = tan ( тэта).
Разница только в интерпретациях.

Думаю "идентична" не подходящее слово. Я бы сказал похожа! Вот основные отличия:
1) Первая модель вообще никак (с точки зрения физики) не объясняет угол $\theta$. Здесь же ясная физическая интерпретация. Не скрою здесь тоже вопросов хоть отбавляй. Например, очень маловероятно, что в действительности коэффициент трения $\mu\sim 0.7$. Только в этом случае удается получить скорость $v\sim 1$
2) Зависимость от угла $\psi$незванного гостя это $\phi$) разная

Кстати, я не настаиваю на том что это окончательное объяснение. Поэтому мне хотелось бы услышать все "За" и "Против", а также другие объяснения. Дайте мне немного времени и я покажу как в рамках этой модели учесть толщину костяшек.

незванный гость писал(а):
Здесь сила трения при столкновении пропорциональна не весу, а упругой силе. В любом случае, в этой задаче масса не играет - на нее все всегда делиться.

Я имел в виду силу трения между костяшками и столом. Ладно, замнем пока...
Кстати, я вот обнаружил один интересный комментарий
LynxGAV писал(а):
Затухание не наблюдается, потому что диссипативные силы в системе малы. Если увеличить трение между доминошками, наверняка в какой-то момент волна начнет затухать. То есть это означает, что в Вашей бездиссипативной теории затухания, наверное, нет, хотя на самом деле может и быть. Щелчок не наблюдается экспериментально по похожей причине – потому что диссипация (ТРЕНИЕ) всегда замедляет волну и не дает скорости стать слишком большой. То есть это означает, что в бездиссипативной теории, скорее всего, как раз скорость будет стремиться к бесконечности (для общих произвольно взятых параметров), а на самом деле ее, конечно, не бывает. Тем не менее, это не значит, что описание такое плохое – оно будет работать до определенной скорости.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 95 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group