2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 Re: Греем пластину.
Сообщение30.07.2012, 13:55 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #600940 писал(а):
теплоёмкость зависит от температуры,

В рамках школьной физики -- не зависит.

obar в сообщении #599467 писал(а):
Воспользуемся тем, что поток тепла является линейной функцией от температуры,

Потоков тепла (во всяком случае, распределённых) в школьной физике тоже нет. Кроме того, совершенно непонятно, какое вообще отношение имеют эти потоки к дальнейшим рассуждениям.

 Профиль  
                  
 
 Re: Греем пластину.
Сообщение30.07.2012, 15:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
ewert в сообщении #600953 писал(а):
В рамках школьной физики -- не зависит.

Нет, в рамках линейного приближения не зависит. Школьникам как раз рассказывают о том, что происходит при больших изменениях температуры: изменяются агрегатные состояния вещества, в частности. Теплоёмкости льда и воды различны. Продвинутым школьникам рассказывают про возбуждение разных степеней свободы при нагреве газов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Греем пластину.
Сообщение30.07.2012, 15:22 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #600988 писал(а):
Школьникам как раз рассказывают о том, что происходит при больших изменениях температуры: изменяются агрегатные состояния вещества, в частности.

Во-первых, агрегатные состояния изменяются не при изменениях температуры, а при фазовых переходах, вне которых модель принимается всё-таки линейной. Во-вторых, независимо от этого: в предлагаемых задачах никто и никогда никаких нелинейностей не предусматривает. К примеру: попытайтесь представить себе школьную задачу, где нужно было бы определить тепло, выделяющееся при остывании кипятка, с учётом переменности теплоёмкости.

 Профиль  
                  
 
 Re: Греем пластину.
Сообщение30.07.2012, 15:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
ewert в сообщении #600993 писал(а):
Во-вторых, независимо от этого: в предлагаемых задачах никто и никогда никаких нелинейностей не предусматривает.

Ага. Это основано на предполагаемом здравомыслии того, кто задачу предлагает. А здесь как раз это ещё не установлено.

ewert в сообщении #600993 писал(а):
К примеру: попытайтесь представить себе школьную задачу, где нужно было бы определить тепло, выделяющееся при остывании кипятка, с учётом переменности теплоёмкости.

Школьникам достаточно сообщить, что в данном случае теплоёмкость будет переменной, и с учётом этого - сложной, и им такую задачу никто не поставит :-) (разве что в виде демонстрашки на компьютере с численным решением).

Нам, например, в школе упоминали, что сопротивление лампочки накаливания меняется с температурой, так что с точки зрения ВАХ это нелинейный элемент. Не вижу причин, по которым продвинутых школьников оберегали бы от упоминания других существующих в природе нелинейностей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Греем пластину.
Сообщение30.07.2012, 16:04 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #601009 писал(а):
Не вижу причин, по которым продвинутых школьников оберегали бы от упоминания других существующих в природе нелинейностей.

Не помню, говорили ли нам конкретно про лампочки. Вполне возможно, что и говорили, и уж точно это упоминалось в какой-нибудь популярной литературе -- хотя бы потому, что это объясняет почти мгновенность перегорания. Только вот к задачам это никакого отношения не имеет. Физика в школьных задачах -- линейная.

 Профиль  
                  
 
 Re: Греем пластину.
Сообщение30.07.2012, 16:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
ewert в сообщении #601012 писал(а):
хотя бы потому, что это объясняет почти мгновенность перегорания

О. Интересно. То ли я не всё запомнил, то ли до этого просто не доходил.

ewert в сообщении #601012 писал(а):
Только вот к задачам это никакого отношения не имеет. Физика в школьных задачах -- линейная.

1. Эта задача - не школьная (обратное утверждает только её автор, и обосновывать не собирается).
2. Школьники даже не знают, что такое "линейная", и какие из этого далекоидущие выводы (закон суперпозиции) можно делать.

-- 30.07.2012 17:21:36 --

P. S.
3. В олимпиадных задачах встречается и нелинейная физика. Например, мне встречались задачи о падении в поле силы тяжести Земли на расстояниях, сравнимых с $R$ Земли; о движении в воздухе с учётом торможения. Я их не решал, но факт запомнил :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Греем пластину.
Сообщение30.07.2012, 17:38 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #601028 писал(а):
Школьники даже не знают, что такое "линейная", и какие из этого далекоидущие выводы (закон суперпозиции) можно делать.

Почему же. Скажем, в электростатике принцип суперпозиции вполне знают и вполне используют. Только вот тут -- не электростатика.

Собственно, авторское решение на чём основано? На двух фактах: 1) на том, что при заданном распределении температур на границе установившееся распределение температур внутри области однозначно определяется граничным, больше ничем и 2) на том, что внутреннее распределение линейно зависит от граничного; больше ничего не используется. И если первое предположение ещё можно считать естественным (во всяком случае, оно вполне согласуется со здравым смыслом и с физической интуицией), то вот второе взято уже откровенно с потолка. Поскольку оно следует исключительно из линейности задачи Дирихле для уравнения теплопроводности, школьники же этого описания не только не знают, но даже о нём и не задумываются. Они просто не имеют никакого представления, о какой задаче вообще идёт речь.

Так что формально авторское решение вполне корректно, но методически -- жульническое. Как писал Фазиль Искандер: "Замечательная идея, но не для нашего климата".

Munin в сообщении #601028 писал(а):
То ли я не всё запомнил, то ли до этого просто не доходил.

Ну как. Ниточка в каком-то месте нечаянно утончилась, сопротивление участка увеличилось, мощность на участке увеличилась, температура увеличилась, сопротивление увеличилось, мощность увеличилась, температура увеличилась, сопротивление увеличилось...

 Профиль  
                  
 
 Re: Греем пластину.
Сообщение30.07.2012, 17:56 
Заслуженный участник


13/04/11
564
ewert в сообщении #601089 писал(а):
И если первое предположение ещё можно считать естественным (во всяком случае, оно вполне согласуется со здравым смыслом и с физической интуицией), то вот второе взято уже откровенно с потолка
Оно следует, хотя бы, из соображений размерности. Тут знания матфизики совсем необязательны.

-- Пн июл 30, 2012 18:06:28 --

Данная задача стационарная. Ясно, что при одинаковых граничных условиях для однородных пластин одного размера, но из разных материалов распределения температур будут одинаковыми, т.е. температура в центре от свойств материала пластины зависеть не может.

 Профиль  
                  
 
 Re: Греем пластину.
Сообщение30.07.2012, 18:13 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
obar в сообщении #601098 писал(а):
Ясно, что при одинаковых граничных условиях для однородных пластин одного размера, но из разных материалов распределения температур будут одинаковыми,

Даже это, строго говоря, заранее неясно. Но проблема-то не в этом, пусть себе вещества даже и одинаковы; но с какой стати задача-то линейна?... Тут надо хоть намекнуть на её формальную постановку, ан нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Греем пластину.
Сообщение30.07.2012, 18:54 
Заслуженный участник


13/04/11
564
В чем ко мне претензии? В том, что я предполагал, что решающему известен факт линейной зависимости потока от температуры? Да предполагал. Если это с вашей точки зрения несовместно с заявкой "школьная задача" -- каюсь, виноват. Надеюсь, на этом затянувшаяся дискуссия закончится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Греем пластину.
Сообщение30.07.2012, 19:32 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
obar в сообщении #601133 писал(а):
я предполагал, что решающему известен факт линейной зависимости потока от температуры

А где там вообще потоки? От потоков до распределения температур -- дистанция ещё та.

Вы постоянно намекаете на уравнение теплопроводности, исходя из того, что ученик о нём хоть и не знает, но печёнкой чуять должен. Однако это уже не физика, это физиология.

 Профиль  
                  
 
 Re: Греем пластину.
Сообщение30.07.2012, 19:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
ewert в сообщении #601089 писал(а):
Почему же. Скажем, в электростатике принцип суперпозиции вполне знают и вполне используют.

Ещё раз. Я не утверждаю, что школьникам принцип суперпозиции неизвестен вообще. Я всего лишь говорю, что они не знают его вывода, требующего линейной алгебры.

Очень неудобно разговаривать, когда вы мне приписываете то, чего я не говорил.

ewert в сообщении #601089 писал(а):
Собственно, авторское решение на чём основано? На двух фактах: 1) на том, что при заданном распределении температур на границе установившееся распределение температур внутри области однозначно определяется граничным, больше ничем и 2) на том, что внутреннее распределение линейно зависит от граничного; больше ничего не используется. И если первое предположение ещё можно считать естественным (во всяком случае, оно вполне согласуется со здравым смыслом и с физической интуицией), то вот второе взято уже откровенно с потолка. Поскольку оно следует исключительно из линейности задачи Дирихле для уравнения теплопроводности, школьники же этого описания не только не знают, но даже о нём и не задумываются. Они просто не имеют никакого представления, о какой задаче вообще идёт речь.

Так что формально авторское решение вполне корректно, но методически -- жульническое. Как писал Фазиль Искандер: "Замечательная идея, но не для нашего климата".

Со всем полностью согласен, и о том же и говорил, может быть, не теми же словами и не так ясно.

ewert в сообщении #601089 писал(а):
Ну как. Ниточка в каком-то месте нечаянно утончилась, сопротивление участка увеличилось, мощность на участке увеличилась, температура увеличилась, сопротивление увеличилось, мощность увеличилась, температура увеличилась, сопротивление увеличилось...

Не трудитесь объяснять, щас я не школьник, и сразу понял :-)

obar в сообщении #601098 писал(а):
Оно следует, хотя бы, из соображений размерности.

Из соображений размерности может следовать всё, что угодно, кроме конкретного вида функциональной зависимости. Извините.

(Оффтоп)

obar в сообщении #601133 писал(а):
В чем ко мне претензии? В том, что я предполагал, что решающему известен факт линейной зависимости потока от температуры? Да предполагал. Если это с вашей точки зрения несовместно с заявкой "школьная задача" -- каюсь, виноват. Надеюсь, на этом затянувшаяся дискуссия закончится.

Я готов принять это раскаяние, если оно чистосердечное :-)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 42 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group