В 2010 году в МГУ прошла Первая конференция "Философия физики: актуальные проблемы"
http://uc.jinr.ru/msu/program.html Представляю в кратком изложении доклад на секции "Философия и методология физики". Речь идет о предельных основаниях физики, а в более широком смысле - науки. Слишком еще много плодится "сущностей без необходимости". В физике до сих пор царствует "парадигма части". Для примера - поиск "частицы бога". Пора запускать возвращаться к "парадигме целого" - пусть поработают одна и другая- вместе, каждая на своем "поле".
Физика прошла долгий путь геометризации своих оснований. Следующий этап – их топологизация. Но математика, также как и физика, до сих пор остаются онтологически необоснованными науками. Уже очевидно, что «дробление» сущего на части и его «отрыв» от логоса и топоса не дает возможности выйти на новую естественнонаучную парадигму мира как целого. Нужен новый глубинный диалектический синтез всей суммы знания, в основе которого только и может быть «возвращение» логоса через топос «совпадения противоположностей» к онтосу.
У Н. Бурбаки есть хорошая эвристическая идея «порождающих» («материнских») структур. [1] Проблема конструирования своей «порождающей структуры» стоит и перед физикой. [2] В более широком смысле эта проблема обоснования знания. Ее четко обозначил Э.Гуссерль в работе «Начало геометрии»: «Лишь в той мере, в какой при идеализации учитывается аподиктически всеобщее содержание пространственно-временной сферы, инвариантное во всех мыслимых вариациях, может возникнуть идеальное образование, которое в любом будущем и для всех грядущих поколений будет понятно и в таком виде будет передаваемо традицией и воспроизводимо в идентичном межсубъектном смысле.» [3]
Построение искомого «идеального образования», своеобразного онтологического каркаса мира, предлагается на основе метода онтологического конструирования, в основе которого метаматематическая символизация картезианского умозаключения «мыслю значит существую» (в «формуле» Картезия заложена идея целостности и интенциональности или «векторности» сознания) с опорой на древнюю идею триединства основы Мира и идею Канта о понятийно-фигурном синтезе, истоки которой лежат в философии Платона и его «платоновых телах».
В статье «Логика троичности» Б.В.Раушенбах отмечает, что «триединость буквально пронизывает всю природу». Автор выводит «математическую модель триединости» - вектор, «имеющим начало в ортогональной системе декартовых координат». [4] Но Борис Викторович не связал математический «вектор» с фундаментальным понятиями физики - «состояние» и «вектор состояния», а в более широком, его предельном понимании, с абсолютными формами существования материи (ее абсолютными состояниями): покоем, становлением, движением. В свое время абсолютный покой материи был выброшен из физической картины мира, что и привело, в конечном счете, к ее «искривлениям».
В конструировании символа структурной триады, репрезентирущей абсолютные формы существования материи (абсолютные состояния), исходим из одного единственного звена «цепочки» умозаключений — «аксиомы Первоначала»: «В Начале Был Логос (Закон)…» — понимаемый как «неизменный закон движения материи» .[5] Назовем равносторонний треугольник («небесный треугольник» или гносеологически точнее - «небесный тривершинник») из трех векторов, символизирующий еще в Древнем Египте «закон» и репрезентирующий «схему умозаключения» как «элементарного акта мысли» — «квантом мыследействия» или «квантом первоорганизующим». Треугольник – «дельту» рассматриваем как репрезентант триединости абсолютных состояний материи, символ «предельного поля действий-состояний». Вершины «дельты» – это точки-места (гр .topoi) совпадения максимумов и минимумов фундаментальных (абсолютных) состояний материи (фундаментальные экстремумы, экзистенциал–экстремумы), симметричные относительно порождающего центра — источника фундаментальных состояний. Стороны «дельты» – отношения трансцендентальных топосов фундаментальных состояний материи, репрезентирующие три абсолютных константы универсума — фундаментальные (абсолютные) физические константы.
Треугольник имеет три инварианта – три трансцендентальные фигуры. Каждый инвариант – трансцендентальная фигура является одновременно эйдосом (предельный образ), гнозисом (сумма предельных переходов), мерой («качественное количество»), матрицей («рамка»-предел процесса), законом(связь фундаментальных состояний, «фундаментальный цикл»).
Первый инвариант — это эйдос, мера и закон первой абсолютной формы существования материи — ее абсолютного покоя или пространство линейных состояний материи («непрерывное», «континуальное», «бесчастичное состояние» - «мировой эфир», «пустота», «абсолютное ничто», «абсолютный покой», «инвариантный покой», «метрическое поле»). Его «трансцендентальная схема» как «мера in concreto» — «декартов ящик», «абсолютное пространство» Ньютона, «атом пустоты» Демокрита, «континуум-атом».
Второй инвариант – эйдос, мера и закон второй абсолютной формы существования материи, «противоположной» абсолютному покою — абсолютное движение (движение по кругу) или пространство вихревых состояний материи («прерывных», «дискретных» - «вихревое поле»). Его геометрический репрезентант — «сфера», «шар» («корпускула», «дине-атом», «дискретуум-атом»).
Третий инвариант – эйдос, мера и закон третьей абсолютной формы существования материи — становления или пространство волновых состояний материи («волновое поле»), пространство «абсолютной волны». Объекты-репрезентанты: «цилиндр», «тоннель», «волновод» («волновой атом»).
Три пути («триединый путь» — вектор абсолютных состояний материи) – это «путь абсолютного смысла» (абсолютный метрический вектор, вектор линейного состояния материи), «путь абсолютного духа» (абсолютный волновой вектор, вектор волнового состояния материи) и «путь абсолютного тела» (абсолютный вихревой вектор, вектор вихревого состояния материи). Всеобъемлющее абсолютное пространство — время есть триединое (абсолютное) 12-мерное пространство – время, в котором девять «пространственных» и три «временнЫх» измерения: три линейных (чистая потенциальность), три вихревых (чистая актуальность) и три волновых (чистое становление), плюс три абсолютных «временнЫх», репрезентирующих структурное состояние материи как целого по уровням бытия, память Целого. Схематически «время» – «песочные часы». Это четвертая «фигура»-репрезентант.
Итак, «трансцендентальная схема» основания «рисуется» в виде «естественной» системы координат (состояний) – декартовой прямоугольной (линейной), цилиндрической («волновой») и сферической(«вихревой»). Они онтологически равнозначны: неслиянны (у каждой свой «путь»), нераздельны (промысливая одну, мы «опираемся» на две другие), единосущны (по абсолютной форме) и в своем неслиянном и нераздельном единстве являются искомым онтологическим «каркасом мира» («абсолютный инвариант»), основанием и конструктом единого знания, представимым в «свернутом» виде как древний культурный символ — эннеаграмма. [6]
Таким образом, Аксиома Первоначала, Суперпринцип (триединство) и метод онтологического конструирования позволят преодолеть "неприятности в физике[7] " , а в математике -"утрату определенности"[8].
Литература
1. Бурбаки Н. Архитектура математики // Бурбаки Н. Очерки по истории математики / М.: ИЛ, 1963.
2. Кулаков Ю.И. Теория физических структур
http://www.nsu.ru/classics/tfs/interest2.htm 3. Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. М.: Ad Marginem, 1996.
4. Раушенбах Б.В. Логика троичности // Вопросы философии, № 3, 1993.
5. Гейзенберг В. Физика и философия. М., Наука, 1989.
6. Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса.-М.:АСМ, 1993.
7. Смолин Ли. Неприятности с физикой: взлет теории струн, упадок науки и что за этим следует
http://www.rodon.org/sl/nsfvtsunichzes/8. М.Клайн. Математика: утрата определенности
http://www.elenakosilova.narod.ru/studi ... /kline.htm