1. Какой вклад в развитие логики внес немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)? (Дайте развернутый ответ. Укажите использованную литературу)
2. Установите, в каком смысле – собирательном или разделительном употребляются выделенные понятия. 1) Наука – это специфический социальный институт. 2) Наука – сложная система исследовательской деятельности. направленной на приобретение новых знаний.
3. Укажите положительные и отрицательные понятия: 1) зазнайство 2) антифашист 3) неряха 4) невежество
4. Определите, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными: 1) возможность 2) Север 3) технологии 4) воспитатель
5. Дайте логическую характеристику следующим понятиям: 1) преступление 2) гуманизм 3) трудовой договор 4) право
6. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях установите, какое правило нарушено. 1) Философия – это тип мировоззрения. 2) Физика – не гуманитарная наука. 3) Озеро – это большой замкнутый водоем с пресной водой. 4) Счастье – это когда тебя понимают.
7. Даны атрибутивные суждения: 1) Общие понятия делятся на регистрирующие и нерегистрирующие. 2) Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В каждом суждении 1) найдите субъект (S), предикат (P), связку; 2) если необходимо, приведите в правильную логическую форму; 3) укажите, если оно есть, кванторное слово; 4) приведите схемы суждений; 5) определите количество и качество суждений. Образец: Некоторые студенты иногда опаздывают на занятия. 1) В правильной логической форме: Некоторые студенты есть иногда опаздывающие на занятия. 2) Субъект (S) – студенты. Предикат (P) – иногда опаздывающие на занятия. Связка (есть) явно не выражена. 3) Кванторное слово – некоторые. 4) Схема суждения: Некоторые S есть Р. 5) Суждение по количеству частное, по качеству – утвердительное.
8. Установите вид модальности следующих высказываний: 1) Ничто не является вместе хорошим и безразличным. 2) Принудительный труд запрещен. 3) Автор обязан знать элементы подготовки рукописи к набору.
9. Проверьте правильность превращения. В неправильном превращении сделайте правильный вывод. Составьте схему вывода. Некоторые нарушители несовершеннолетние. Некоторые нарушители совершеннолетние.
10. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения. Составьте схему вывода. 1) Все студенты юридических вузов изучают логику. 2) Некоторые военнослужащие – связисты.
11. Сделайте вывод (если это возможно) путем противопоставления предикату. Составьте схему вывода. 1) Всякий закон является нормативно-правовым актом. 2) Не все работники являются нарушителями трудовой дисциплины.
12. Сделайте полный разбор силлогизма (укажите термины, меньшую и большую посылки, заключение, распределенность терминов, фигуру и модус). Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности. Обвиняемый совершил кражу, поэтому он привлечен к уголовной ответственности.
13. Сделайте вывод из посылок. Определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью. Свидетели обязаны давать правдивые показания, а Иванов - свидетель. Образец: 1) Делаем вывод из посылок: Некоторые юристы (М) – адвокаты (Р). Семенов (S) – юрист (М). Семенов (S) – адвокат (Р).
2) Рисуем и определяем фигуру: М Р
S М 1-я фигура.
3) Нарушено правило большей посылки, которая должна быть общей.
14. Подберите аргументы и постройте прямое доказательство. 1) «Один свидетель – не свидетель» (латинское изречение) 2) «Всякая болезнь общества ведет к порабощению личности» (Ч.Х. Кули)
15. Какие ошибки допущены в доказательстве? «Мне не нравится твой друг. И не спорь со мной! Губы у него тонкие, что говорит о его злом характере, лоб – маленький, что говорит о невысоком интеллекте, кроме того у него очень небрежный почерк – это говорит о его излишней торопливости и невнимательности к людям».
16. Представьте себе ситуацию, в которой ваш случайный незнакомый собеседник утверждает: «Вы плохо учились в школе!» Кто должен обосновывать эту мысль: наш новый знакомый или вы сами? Что может быть достаточным основанием для того, чтобы это утверждение было правильным?
|