Как научиться запоминать формулы
ИМХО, лучше этому и не учиться. Физика - не та наука, в которой что-либо следует осваивать зубрёжкой. Не обижайтесь, но у меня стойкое понимание того, что Ваше "знаю теорию" - огромное Ваше заблуждение - теории Вы не знаете. А проблема, как мне кажется, в Вашем подходе "нравится-не нравится". В частности, Вам не нравятся формулы, поэтому Вы, читая "популярную" книжку (хотя лучше читать учебники, если хотите научиться) просто пропускаете формулы, либо пытаетесь их выучить/вызубрить, при этом читаете словесные описания и смотрите картинки - это ж интереснее. А формулы нельзя ни зубрить, ни пропускать - их надо понимать. Надо понимать, что в формуле есть что и почему входит в формулу именно в таком виде. Важно понимать вывод формул - его надо не просто читать, а самому прослеживать от шага к шагу, от преобразования к преобразованию, что и как делается. Гораздо проще понять и запомнить методику вывода формулы, чем саму формулу. Понимая физический смысл входящих в формулы величин и помня их единицы измерения, как правило, можно легко восстановить большинство формул с точностью до постоянного коэффициента. Хотя вокруг формулы в книгах, как правило, много свободного места, чтение страниц изобилующих формулами
должно быть существенно медленнее, чем сплошного текста, потому что, читая формулы, надо уяснить себе смысл каждого слагаемого или, там, множителя, понять, за что он отвечает.
Например, школьная формула для потенциальной энергии тела, поднятого над землей:
. Вызубрить-то несложно - формула небольшая, но лучше все-таки попытаться понять. Что такое потенциальная энергия тела поднятого над землей? - Эта работа, которую тело может совершить, если его опустить(уронить) с той высоты, на которой оно находится, на землю. Дальше рассуждаем просто на уровне интуиции: чем выше мы поднимем тело, тем большую работу оно совершит падая - это ж очевидно, значит в формулу
должна войти высота
, причем войти так, чтобы с увеличением высоты энергия тоже увеличивалась. То есть
не может попасть в знаменатель, не может попасть в отрицательный член. Другое дело, что сразу трудно определить, войдет ли
в первой степени, или какой-то другой, а может, под логарифмом или еще как-то - с этим чуть сложнее. Таким образом, получили кусочек, отвечающий за "поднятого над". Аналогично проводим рассуждения для
- с ростом
энергия должна расти - получаем кусочек "тела". Теперь, откуда берется
? -
включает в себя часть "над Землей" - если бы речь шла о падении, скажем, на Луну, то вместо
была бы другая величина - по смыслу такая же, а по величине - другая, поменьше. Таким образом, мы заключаем, что
,
и
должны быть включены в формулу так, чтобы увеличение любой из этих величин приводило к увеличению энергии. Логично предположить, что это будет произведение. Проверить, произведение это или нет можно 1) подставив единицы измерения и убедившись, что справа и слева от знака равенства получается одна и та же величина и что Вам не придется складывать/вычитать величины разного "сорта" (например не придется складывать метры с килограммами - нет в физике таких формул и не будет никогда), что размерные величины не попали в показатель степени или под логарифм 2) вытащив из подсознания воспоминания о том, что эта формула действительно имеет вид
.