Нашел инструкцию по преодолению водных преград танками т-34(не оборудованнными и оборудованными простейшими приспособлениями) за 15 ноября 1943 г. Подготовка обычного, не оборудованного танка 1. Натяжение гусениц танка должно быть нормальным, т. е. гусеничная цепь не должна иметь волнистости и должна лежать средней частью на опорных катках. 2. Тщательно закрыть чехлом радиостанцию. 3. Закрыть крышку люка механика-водителя и один из смотровых приборов водителя. Второй смотровой прибор оставить открытым для наблюдения механика-водителя при входе и выходе из воды. Люк на крышке башни не закрывать. 4. На дульные срезы пушки и пулеметов надеть чехлы. 5. Надежно закрепить проволокой проушник тросов в буксирных крюках. Тросы надеть на передние или задние крюки танка, в зависимости от того, на каком берегу расположены средства буксировки. Свободные концы тросов соединить вместе серьгой с пальцем и закрепить их на башне. Привязать веревки к рычагам управления, концы веревок вывести на башню и свободно закрепить.
Г. Подготовка и оборудование танка простейшими приспособлениями Кроме подготовительных операций, перечисленных в предыдущем разделе, необходимо дополнительно выполнить следующие работы: 1. Промазать суриком (в крайнем случае солидолом) щели между откидным и бортовыми листами и между крышкой круглого люка и откидным листом. При значительных размерах щелей забить их паклей. 2. Уплотнить паклей и промазать суриком или солидолом аварийный люк и пробку в днище для слива газойля. 3. В патронники пушки и пулеметов вставить стреляные гильзы. 4. Уплотнить паклей и промазать суриком или солидолом шаровую установку пулемета, вывод штыревой антенны и крышки люков натяжных механизмов и шахт подвески. 5. В промежуток между нижним обрезом башни и крышей подбашенной коробки необходимо плотно забить паклю и промазать ее суриком или солидолом. 6. Все щели между маской и башней забить паклей и промазать солидолом или суриком. 7. Смотровые щели в башне забить паклей. 8. Сложить штатный брезент так, чтобы края брезента доходили до бортовых поручней и петли крышки круглого люка. 9. Между башней и крышей подбашенной коробки забить клинья, удерживающие брезент. 10. На края брезента уложить деревянные брусья размером 10 X 5 см так, чтобы можно было забить клинья между поручнями и брусьями. Задний брус закрепить металлическим клином, использовав для этой цели ключ для шпор. Ключ забить между брусом и петлей крышки круглого люка. 11. Для подготовки одного танка требуется 2.5-3.0 кг пакли, 2 кг сурика или солидола и три деревянных бруса с клиньями. 12. Оборудование танка простейшими приспособлениями требует 1-1.5 часа времени при интенсивной работе всего экипажа. 13. Всю подготовку танка необходимо производить вблизи берега. Время работы двигателя без охлаждения радиаторов не должно превышать 15-20 минут.
Д. Движение по маршруту 1. При входе в воду необходимо наметить ориентир на другом берегу в месте выхода и выровнять танк по направлению. 2. Разворачивать танк в воде не рекомендуется, так как гусеницы в воде легко выходят из зацепления. 3. Широкие реки с глубиной воды более 2.0 м необходимо преодолевать на первой передаче. 4 Узкие реки глубиной до 2-3 м преодолевать, как правило, на второй передаче с максимальным числом оборотов коленчатого вала двигателя (1600-1700 об/мин). 5. Не производить переключений передач в воде. 6. При выходе из воды на берег с большим углом подъема необходимо следить, чтобы танк не покатился назад, так как при этом возможно глушение двигателя и затопление танка. 7. В случае остановки двигателя при движении танка в воде необходимо выключить главный фрикцион и попытаться завести двигатель. 8. При выходе на берег танк необходимо поставить с наклоном вперед или назад и, открыв люки в днище, спустить воду. Снять уплотнение погона и маски, открыть люк механика-водителя, открыть жалюзи, снять брезент. Завести двигатель и дать ему работать 2-3 минуты. Вынуть гильзы из патронников и снять чехлы с дульных срезов. Проверить работу радиостанции. 9. При буксировке затопленного танка с заклиненной гусеницей необходимо за веревки, привязанные к рычагам управления, выключить бортовые фрикционы. Так и не понял: движется он самостоятельно или нет...
|