2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Головоломка
Сообщение15.01.2007, 00:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/03/06
1898
Москва
Не могу определиться - где открыть данную тему. Поэтому, оставляю на усмотрение модераторов.
Это отчасти, конечно, носит развлекательный характер. Но меня интересует и ряд вопросов.
http://slil.ru/23745685
По данной ссылке скачивается небольшая программка, вид которой представлен здесь:
Изображение
Идея состоит в том, чтобы случайно разобрав, попытаться потом собрать.

Для ладьи так или иначе я обладаю общей концепцией, а для короля и других фигур нет.
Вопросы:
1. Можно ли с помощью ладьи (короля) добиться любого состояния полей
2. Всегда ли можно, разобрав одной фигурой, собрать другой
3. Какое минимальное число нажиманий достаточно, чтобы собрать из любого положения

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.01.2007, 00:34 
Экс-модератор
Аватара пользователя


30/11/06
1265
Скорее всего, олимпиадные задачи. Туда и перемещаю.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.01.2007, 00:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
А что значит разобрать/собрать? Добиться одного цвета?

И что делает определенная фигура? Инвертирует поля, на которые она ходит? Включается ли поле, на котором она стоит?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.01.2007, 00:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/03/06
1898
Москва
Да нужно добиться одного цвета, например, чтобы все стали зелеными.
Вы правильно поняли, цвет клеток инвертируется на полях, куда может попасть заданная шахматная фигура с того поля, на которое нажали, которое также инвертируется.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.01.2007, 00:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
:evil:
Предполагая инверсию, включающую поле фигуры, очевидно что
Артамонов Ю.Н. писал(а):
2. Всегда ли можно, разобрав одной фигурой, собрать другой

не всегда. Пример: 1 раз король в центре. Так как доска 8 х 8, то любое собираемое ладьей поле имеет четное число инвертированных полей. QED.

Подозреваю, что есть инварианты и для короля, но с ними тяжелее :(, сразу в голову не приходят.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.01.2007, 00:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
незваный гость писал(а):
Пример: 1 раз король в центре. Так как доска 8 х 8, то любое собираемое ладьей поле имеет четное число инвертированных полей.
-Не понял. Например, первый ход ладьи инвертирует на однородном поле 15 клеток?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.01.2007, 00:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/03/06
1898
Москва
На самом деле для ладьи есть инвариант, позволяющий инверсировать только одну клетку.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.01.2007, 01:00 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
Интересен и тот факт, что в самой игрушке ниже игрового поля есть движок, позволяющий менять число клеток, так что поле 8х8- далеко не единственно возможное. :wink:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.01.2007, 01:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
:evil:
Brukvalub писал(а):
-Не понял. Например, первый ход ладьи инвертирует на однородном поле 15 клеток?

:oops: Я почему-то решил, что ладья инвертирует горизонталь либо вертикаль. Mea maxima culpa :oops:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.01.2007, 01:52 
Модератор
Аватара пользователя


11/01/06
5710
Для поля $n\times n$ надо составить матрицу размера $n^2\times n^2,$ где номера строк/столбцов соответствуют клеткам на исходном поле. Элемент $(x,y)$ в этой матрице равен 1, если нажатие на клетку номер $x$ инвертирует клетку $y$, и 0 в противном случае.
Если эта матрица имеет полный ранг над полем $\mathbb{Z}_2,$ то достичь любой конфигурации клеток из любой исходной - можно, иначе - нет.

Вот еще одна аналогичная головоломка, кстати: http://bz.var.ru/comp/web/js/floor.html

Добавлено спустя 9 минут 25 секунд:

В случае ладьи ответ на первый вопрос зависит от четности $n.$ Если $n$ четно, то ответ "можно", если нечетно - "нельзя".
Подробно мы эту задачу когда-то разбирали тут.

Добавлено спустя 3 минуты 23 секунды:

Простейший алгоритм для ладьи в случае четного $n$ такой (предполагая, что цвета - это числа 0 или 1, и что нам нужно привести поле к нулевому):

Hазовем клетку(ручку) "нечетной", если сумма всех чисел, стоящих с ней в одной строке или столбце нечетна. Алгоритм состоит в поворотах "нечетных" ручек. Hетрудно видеть, что при таком повороте ручка перестает быть "нечетной", а все остальные ручки сохраняют свою "четность". Поэтому с каждым поворотом число "нечетных" ручек уменьшается на 1 и в конце концов становится равным 0. Hу и последнее наблюдение: состояние без "нечетных" ручек только одно - нулевое.

Этот алгоритм дает ответ на третий вопрос в случае ладьи и четного $n$: минимальное число ходов равно числу "нечетных" клеток.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.01.2007, 08:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/03/06
1898
Москва
Очень интересно. Спасибо!
Только стоит, наверное уточнить Ваше определение:
maxal писал(а):
Hазовем клетку(ручку) "нечетной", если сумма всех чисел, стоящих с ней в одной строке или столбце нечетна.

надо наверное указать, что сама клетка не считается или говорить: сумма всех чисел, стоящих с ней в одной строке или столбце или сумма этих сумм нечетна.
иначе можно найти противоречие этому наблюдению:
maxal писал(а):
Hу и последнее наблюдение: состояние без "нечетных" ручек только одно - нулевое.


Можно еще добавить для ладьи следующие очевидные факты:
если нажать на все клетки внутри квадрата, сторона которого степень двойки, то инверсируются сразу все клетки только внутри квадрата;
если пришли к симметричному положению, то запомнив клетки одного цвета и нажав на них всегда будем переходить к симметричному положению и т.д. Исходное положение (когда все клетки одного цвета) тоже симметричное.

 Профиль  
                  
 
 Re: Головоломка
Сообщение24.01.2010, 20:56 
Модератор
Аватара пользователя


11/01/06
5710
Кстати, вариант этой головоломки известен под названием Lights Out.
Ей даже посвящен ряд научных и научно-популярных публикаций. Например, в статье Turning Lights Out with Linear Algebra головоломка анализируется с помощью линейной алгебры.
У Кнута в 4-м томе "Искусства программирования" также есть серия исследовательских задач № 190-194 (стр. 67-68), связанных с этой головоломкой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Головоломка
Сообщение31.01.2010, 18:34 
Аватара пользователя


17/05/08
358
Анк-Морпорк
О, я про эту игру на 1 курсе исследовательскую работу писал. Именно к таким выводам и приходил.
А файл не скачивается.

 Профиль  
                  
 
 Re: Головоломка
Сообщение01.02.2010, 20:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/03/06
1898
Москва
General в сообщении #284799 писал(а):
А файл не скачивается.

Если есть желание поиграться, конечно, перезалью. Но хотелось бы, чтобы форум приобрел возможность прикрепления аттачментов. :roll:

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group