2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Методы нахождения опорного решения в транспортной задаче
Сообщение28.08.2011, 19:55 


21/12/10
43
Здравствуйте!
Посоветуйте, пожалуйста, литературу по методам нахождения опорного решения в транспортной задаче.
Я нашел алгоритмы методов северо-западного угла, минимального элемента, аппроксимации Фогеля, двойного предпочтения, Лебедева-Тихомирова.
Встречал в литературе название "метод приоритетов ближайших пунктов", но не нашёл алгоритма (описания) этого метода. Кто знает - помогите:)
И еще такой вопрос, а есть какая-то литература, где теоретически обосновываются эти методы или эти правила являются эмпирическими.
Заранее благодарю, Алексей

 Профиль  
                  
 
 Re: Методы нахождения опорного решения в транспортной задаче
Сообщение29.08.2011, 10:12 
Заслуженный участник


08/04/08
8562
re3burn в сообщении #478372 писал(а):
И еще такой вопрос, а есть какая-то литература, где теоретически обосновываются эти методы или эти правила являются эмпирическими.

Нам рассказывали, что метод северо-западного угла отфонарный, метод минимального значения - жадный алгоритм, метод аппроксимации Фогеля действительно работает еще лучше и что обоснование этому есть. Однако источников не скажу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методы нахождения опорного решения в транспортной задаче
Сообщение29.08.2011, 13:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9904
Москва
Похоже, что "метод приоритетов ближайших пунктов" есть глубокомысленное именование метода минимального элемента.
Что до обоснований - то для каждого из них можно придумать контрпример, для которого он приведёт к чрезвычайно плохому плану. Для с.-з. угла - просто поставив на пути очень дорогой переход, для минимального элемента - поставив такой переход так, чтобы, выбрав минимальный, на следующем шаге пришлось бы брать этот дорогой и т.д., но для методов Фогеля, двойной пометки и др. контрпример сложнее, и представляется маловероятным, чтобы он встретился в реале. То есть это "эвристические алгоритмы". Доказать можно только, что они дают допустимый план, то, что он будет в каком-то смысле близок к оптимальному недоказуемо, иногда и неверно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методы нахождения опорного решения в транспортной задаче
Сообщение29.08.2011, 19:54 
Заслуженный участник


08/04/08
8562
Евгений Машеров в сообщении #478569 писал(а):
Доказать можно только, что они дают допустимый план, то, что он будет в каком-то смысле близок к оптимальному недоказуемо

Не, ну насчет недоказуемости Вы, конечно, загнули, хотя доказать, пожалуй, довольно трудно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методы нахождения опорного решения в транспортной задаче
Сообщение29.08.2011, 19:57 


01/10/10
54
Для метода двойного предпочтения (двойных пометок) контрпример построить примерно также просто как для метода наименьшей стоимости.

Евгений Машеров в сообщении #478569 писал(а):
Похоже, что "метод приоритетов ближайших пунктов" есть глубокомысленное именование метода минимального элемента.
А это, видимо, не так.
Нашлось вот это
Код:
Определение исходного опорного плана. Первый опорный план может быть найден посредством различных способов: по правилу северо-западного угла, приоритету ближайших пунктов, способу минимального элемента С=(cij), способу Фогеля и по способу Лебедева-Тихомирова.
Вот отсюда - http://math.semestr.ru/transp/transpraspred.php
Возможно, это метод минимумов по строкам?

 Профиль  
                  
 
 Re: Методы нахождения опорного решения в транспортной задаче
Сообщение30.08.2011, 15:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9904
Москва
Пытался найти описания некоторых методов. Что-то они, похоже, "широко известны в узких кругах", так что надо искать какие-то местночтимые методички.
Вообще, это была важная и исследуемая тема, когда Т.З. считалась вручную, и улучшить начальный план было экономией нескольких часов работы. По мере развития вычтехники - как-то увяло.
И что до "недоказуемости". Если к утверждению можно придумать контрпример - оно недоказуемо. То есть утверждение "метод минимального элемента всегда лучше северо-западного угла" недоказуемо, а утверждение "в среднем метод М.Э. даёт лучший план, что С.-З.У." может быть, в принципе, доказано, если ввести какой-то закон распределения матриц коэффициентов, но доказательство будет трудоёмко, а при изменении постулированного закона - неприменимо. Хотя, наверно, "экспериментально-математическая работа", с генерацией случайных матриц и сравнением разных алгоритмов на них, будет вполне достойным опусом для студента, в качестве курсового или работы на студенческий конкурс. Но это не математика, хотя и имеет отношение к её приложениям. Это другой, не-математический способ рассуждений, ближе к инженерному.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методы нахождения опорного решения в транспортной задаче
Сообщение30.08.2011, 18:53 
Заслуженный участник


08/04/08
8562
Евгений Машеров в сообщении #478973 писал(а):
утверждение "в среднем метод М.Э. даёт лучший план, что С.-З.У."

Я его и имел ввиду

(Оффтоп)

Евгений Машеров в сообщении #478973 писал(а):
То есть утверждение "метод минимального элемента всегда лучше северо-западного угла" недоказуемо, а утверждение "в среднем метод М.Э. даёт лучший план, что С.-З.У." может быть, в принципе, доказано, если ввести какой-то закон распределения матриц коэффициентов, но доказательство будет трудоёмко, а при изменении постулированного закона - неприменимо. Хотя, наверно, "экспериментально-математическая работа", с генерацией случайных матриц и сравнением разных алгоритмов на них, будет вполне достойным опусом для студента, в качестве курсового или работы на студенческий конкурс. Но это не математика, хотя и имеет отношение к её приложениям. Это другой, не-математический способ рассуждений, ближе к инженерному.

Не математический?! :shock: Странно... Наверное я что-то не понимаю.
А что понимается под "изменении постулированного закона"? Можно было бы ввести одно распределение матриц из каких-то довольно общих соображений и попытаться вывести. И по-моему было бы вполне применимо. Применяется же анализ скорости сортировок на случайных данных. Просто технически выглядит очень страшно и без навыков фиг докажешь (я когда-то пытался доказать, что жадный алгоритм для решения задач БЛП лучше, чем какой-то другой алгоритм, но не смог).
Я не докапываюсь, мне просто интересно :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Методы нахождения опорного решения в транспортной задаче
Сообщение30.08.2011, 20:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9904
Москва
Не-математический в том смысле, что "на данном примере алгоритм А дал лучший результат, чем В" может быть полезно - но это не доказательство, это "показ на примере".
А с сортировками - там либо худший случай смотрят, либо рассматривают все возможные перестановки и берут среднее. То есть n! вариантов, в принципе рассматриваемо. Здесь же континуум вариантов по каждому коэффициенту, и перебрать все невозможно. Можно, однако, ввести закон распределения. И рассматривать случайные матрицы стоимостей, сгенерированные в соответствии с этим законом. Но результат для каждого закона может быть иным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методы нахождения опорного решения в транспортной задаче
Сообщение31.08.2011, 12:49 


21/12/10
43
Спасибо за ответы. Встречал еще метод "плавающих" зон, но тоже без описания. Может кто знает его описание?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group