Антипка писал(а):
веревка тоже может провиснуть, а груз - при этом свободно двигаться под действием силы тяжести.
Да, пожалуй, неправ
Аналогия вроде верна. В задаче, как ее поставил
zbl, стержень будет двигаться по сектору элипса, и этот элипс будет тем более "сплющен" с боков, чем больше соотношение масс трубы и стержня.
Андрей123 писал(а):
Ошибка скорее всего в том, что мы считали r=const. На самом деле стержень должен где-то оторваться и упасть.
Нет, оторваться он не может - он всегда движется вниз, а труба из-под него выскальзывает. Если трение отсутствует совсем, то труба даже вращаться не будет - она будет просто скользить по поверхности.
Антипка писал(а):
Во-вторых, ты неправ по существу. Такое развитие событий возможно только при внешнем воздействии на систему - если платформе (трубе) сообщить горизонтальный импульс достаточной величины. В противном случае это просто невозможно.
Вообще, я исходил из общих соображений - если в следствие движения системы центр масс не может сохранить своего положения, то должна возникнуть нелинейность и, как следствие - удар.
Например, это будет иметь место без всяких внешних воздействий, если мы увеличим амплитуду колебаний стержня в трубе. Рассмотрим те же веревочные качели, на которых качался в детстве я
Если амплитуда колебаний будет больше, чем сектор с 9 до 3 часов, то с верхней точки (например - 11 часов) качели будут просто свободно падать до точки 7 часов, в которой получим удар.
В частности, в рамках данной задачи я рассуждал так. Для того, чтобы удара в нижней точке не произошло, вся потенциальная энергия стержня
в нижней точке должна перейти в кинетическую энергию. Если мы рассмотрим обычный маятник, где стержень закреплен на оси, то его горизонтальная скорость в нижней точке должна быть
из соотношения
. Эта скорость не зависит от массы.
Однако, если вернуться к условиям задачи, то при большой массе стержня его скорость в нижней точке будет практически нулевой, следовательно, вся энергия должна представляться энергией движения трубы. Я рассматривал случай, когда труба все же не может скользить по поверхности, то есть вся энергия должна представляться вращательно-поступательным движением трубы.
При M << m скорость вращения трубы для той же кинетической энергии должна быть существенно больше, чем
. Мне не совсем понятно - каким образом она может приобрести такую скорость - ведь разгоняет ее тот же стержень. Возможно, что она все же сможет получить большое ускорение вблизи нижней точки, а потом тут же затормозиться - но я пока с этим до конца не разобрался.
Антипка писал(а):
Наверное, справедливо ругают современное образование?
Антипка, ты не прав
Я лет 10 уже не сталкивался с дифурами, так что если что и знал - забыл. Да и механику нам преподавали постольку-поскольку. В любом случае преподать что-то раз и навсегда практически нереально, да и самостоятельно разобраться всегда можно - если нужно.