Цитата:
В таком определении, например, в процессах внутри звёзд нет никаких причинно-следственных связей. И в процессах, охватывающих Вселенную в целом.
Я так понимаю, Вы намекаете на то, что поскольку в этом случае субъект не может непосредственно заставить протекать явления в звездах, то и выполнить п.1) определения не получится. Да, если понимать п.1) в узком смысле, то есть, что субъект должен иметь возможность непосредственно ("вручную") вызывать явления. Но, наверное, можно попытаться расширить его трактовку следующим образом:
a) следуя, по-моему, Галлилею, ввести постулат о единообразии процессов, происходящих "на небе и на земле", что позволит создавать модели и непосредсвтенно исследовать уже иx (так, например, можно установить, что восход солнца не является причиной его захода, просто построив механическую модель и непосредственно "руками" проверив, что отношение не удовлетворяет причинности);
b) на базе уже установленных причинно-следственных отношений строить доказательства приничинности других с помощью "приницпа транзитивности": если Я1 является причиной Я2 и Я2 является причной Я3, то Я1 является причиной Я3.
Цитата:
И даже в приборе на столе экспериментатора может не быть причинно-следственных связей, если прибор квантовый. Экспериментатор не может заставить произойти квантовый процесс. Он может только ждать, когда он произойдёт, создав условия, что он произойдёт с некоторой вероятностью.
Может, на первых порах квантовую физику не трогать, а попробовать сначала ввести понятие причинности для макромира, а уже потом его либо уточнять, либо переделывать с учетом квантовых представлений? Да и может оказаться, что эта самая причинность имеет макроскопическую природу :)
Цитата:
В 99,99 % ситуаций физики-теоретики сталкиваются с обдумыванием других вопросов. "Как решить это уравнение", например. Соответственно, понятия условия и решения играют в их деятельности намного более важную и обширную роль, чем понятия причины и следствия.
А разве на этапе отсеивания лишних решений или придумывания новых моделей, когда не на что опереться, не возникает потребность в базовых принципах. Я согласен, что большая часть физиков в период между начными революциями работают больше "вширь", а не "вглубь", но разве каждый себя уважающий теоретик не стремится к максимальному пониманию своей области, в том числе и философских ее оснований?
Цитата:
А что такое принцип причинности?
Как вариант:
"Невозможность наступления следствия раньше причины"
А вообще, в БСЭ, например,
http://bse.sci-lib.com/article092956.html2
zkutchСпасибо за попытки помочь разобраться.
Цитата:
Ну не можем мы пока принудительно поворачивать землю к солнцу.
Да, возможный вариант избежания этой трудности я попробовал предложить несколько выше (за счет уточнения трактовки п.1 "обывательского" определения).
Цитата:
я все-таки за то чтобы очертить более формально определение. Например в вероятностном смысле: сперва очень по-простому исключаем из рассмотрения в пространстве независимые события.
Ой, может, опять-таки, пока погодить с введением вероятностного описания. Хотя бы уже потому, что понятие независимости в теории веротяностей не полностью отражает понятие причинной независимости - могут быть причинно зависимые, но при этом статистически независимые события (а вы их выбросите).