Доказательство приведенных мною неравенств состоит из 5 шагов. Я узнал его от В.Лебедева на одном семинаре в Институте Проблем Передачи Информации.
1. Общая теоретико-информационная оценка. Пусть некоторая система может находиться в одном из
S состояний. Требуется определить состояние системы с помощью серии проверок, каждая из которых дает один из
q возможных результатов. Тогда если эта задача решается за
k проверок, то должно выполняться неравенство
, поскольку число всех возможных результатов проверок не может быть меньше числа состояний.
2. Рассмотрим задачу с
n монетами, среди которых не более одной фальшивой, причем фальшивая может быть как легче, так и тяжелее. В этой задаче
,
. Отсюда следует, что теоретико-информационная оценка имеет вид
.
3. Рассмотрим вспомогательную задачу. Пусть монеты разбиты на две группы
A и
B:
. Пусть фальшивая точно имеется, причем известно, что если она в группе
A, то она легче настоящей, а если в группе
B - то тяжелее. Тогда число состояний
и общая теоретико-информационная оценка имеет вид
.
Покажем, что эта оценка достигается. Используем индукцию по
k. Основание
легко проверить непосредственно. (
Примечание: если
, то для решения требуется одна настоящая монета. Если мы используем индукцию, то эта монета появится после первого же шага.) Далее, для произвольного
k мы делим все монеты на три группы
G1,
G2 и
G3 так, чтобы объемы
,
, и так чтобы в
G1 и
G2 было поровну монет из групп
A и
B. Взвешиваем
G1 и
G2. Если они равны, то фальшивая монета в группе
G3 и по индукции мы находим ее за
взвешиваний. Если
G1 весит меньше
G2, то берем монеты из групп
и
(если
G1 весит больше
G2, то наоборот). В новой группе ровно
монет и по индукции мы находим фальшивую за
взвешиваний.
4. Покажем, что если в основной задаче (пункт 2) имеется еще одна настоящая монета, то приведенная там оценка достигается. Также используем индукцию по
k. Основание k=1 тривиально. Шаг индукции. Отбираем
монет. Остается
монет. Если это число нечетное, то добавляем имеющуюся в наличии настоящую монету, затем делим пополам и взвешиваем. Если получилось равенство - то фальшивая находится среди отобранных
m, и мы по индукции находим ее за k-1 проверок. Если же не равны, то подозрительные
монет оказываются разделенными на две группы и согласно результату вспомогательной задачи мы также найдем фальшивую за k-1 взвешиваний.
5. Покажем, что если в основной задаче нет дополнительной правильной монеты, то оценку можно улучшить:
. Допустим, что
k проверок достаточно. Первая проверка всегда заключается в том, что сравниваются между собой две группы по
x монет. Если в результате получилось равенство, то за оставшиеся k-1 проверок должны решить исходную задачу с n-2x монетами. Согласно общей оценке тогда должно выполняться неравенство
. Заметим, что это условие не только необходимое, но и достаточное (согласно пункту 4), так как дополнительные настоящие монеты уже имеются. Если же в результате первого взвешивания получили неравенство, то находимся в условиях пункта 3. Необходимым и достаточным условием для этого является неравенство
. Заметим, что левая часть четная, а правая начетная, поэтому можно усилить неравенство следующим образом:
. Складывая оба полученных неравенства получаем ровно то, что требовалось. Чтобы показать, что это неравенство достаточно, осталось показать, что всегда можно подобрать
x так, чтобы оба приведенных неравенства выполнялись, а они были достаточные.
Вот и все.