Поставим следующую социальную задачу.
Найти общее (концептуальное) решение получения материальных и виртуальных благ в обмен определенного рода деятельность. Иначе говоря, какова должна быть эта деятельность, чтобы она гарантированно, в достаточно общем случае, могла приносить доход, тому или тем, кто эту деятельность осуществляет?
Пару предварительных слов. Пока еще нет общих алгоритмов не только решения социальных задач, но и даже их формулировки. Хотя социальные задачи, по логике вещей, должны быть направлены на разрешение социальных противоречий. Аналогичная методология для технических систем уже давно существует. Это АРИЗ, ТРИЗ и т.п., разработанных советским изобретателем Г.С. Альтшуллером. Время доказало их эффективность и сейчас уже весь развитый мир пользуется в том числе и компьютерными программами создания изобретений и моделированием развития технических систем. Относится или нет Россия к «развитому миру», с некоторого времени уже большой вопрос, однако социальные задачи не обязательно решать только на уровне государства, можно ограничится уровнем корпораций, фирм и даже уровнем отельной личности. Ибо сформулированная тема актуальна те только для мировых банкиров, но и каждого отдельно взятого «простого» человека :) .
Странно, конечно, что общие методы решения технических противоречий существуют, а социальных противоречий нет. Задачи эти одного уровня формальной неопределенности. Конечно, это не математика, но математики мало, чем могут помочь, когда речь идет о концептуальном уровне неформальных систем.
Поэтому мы попытаемся решить поставленную задачу как сможем. Если кто-то может предложить более короткое или более эффективное решение – всегда пожалуйста :) .
Решение социальной задачи.
Снижение уровня (качества) жизни или его жесткая ограниченность заставляют задуматься о природе этого явления, о возможности решения этой проблемы в свою пользу.
Очевидный анализ показывает, что качество жизни человека определяется в основном двумя факторами:
– внутренним (способностью человека заниматься деятельностью, востребованную обществом, системой, за которую он получает соответствующее вознаграждение)
и
– внешним (способностью системы (государства или его субструктуры) оказывать стимулирующий спрос на определенные виды деятельности индивидуума, за удовлетворение которого система расплачивается соответствующими ресурсами).
Все идет хорошо, пока работает внешний фактор, тогда каждый понимает, что его собственный уровень и качество жизни полностью зависят от него самого и что достаточно заниматься саморазвитием, особенно в области деятельности стимулирующего спроса, чтобы решать все свои проблемы. Свою задачу, человек может сформулировать так: «Хочешь лучше жить, научись удовлетворять существующий спрос системы (на определенные виды деятельности или продуктов труда)».
Но внешний фактор имеет место в случае развития системы, когда сам процесс развития генерирует возрастающий спрос на определенные виды деятельности человека. А процесс развития связан, прежде всего, с политикой проводимой системой, особенно ее правителей или правителя. Таким образом, наша способность иметь достойный уровень и качество жизни почти полностью определяется политической волей нашего главного правителя. По крайней мере, это так для большинства населения.
Поэтому, когда к власти приходит глава государства не ориентированный на развитие системы и даже более того, направляющий все свои усилия на разрушение системы, ее деградацию и т.п., тогда для большинства населения наступают тяжелые времена, так как идет системное снижение стимулирующего спроса на большинство видов трудовой деятельности людей. Народ объективно становиться беднее, его деятельность становиться невостребованной, а сам он становиться никому не нужным (социальная проблема «лишних» людей в обществе). Что мы фактически и наблюдали в 90-ые годы в странах бывшего СССР. Сейчас, однако, ситуация не намного лучше ибо до сих пор нет уверенности в завтрашнем дне да мировой финансовый кризис, который еще не вылечен, не добавляет оптимизма. Можно пытаться, конечно, организовать политическое движение с целью давления на политику элиты со стороны народа. Но далеко не всегда этот путь эффективен в краткосрочной перспективе, а заниматься этой деятельностью ради неопределенного будущего не особенно привлекательно.
Таким образом, поскольку материальная сторона жизни в значительной степени определяется существующим спросом на определенный вид деятельности и продуктов труда, то тогда при отсутствии явного стимулирующего спроса со стороны системы на человеческий труд, остается только либо
– заниматься поисками оставшегося спроса со стороны системы,
либо
– формировать этот спрос самостоятельно (независимо от системы).
Конечно это, по-видимому, не такой эффективный путь как при наличии явного стимулирующего системного спроса, однако это лучше чем ничего.
Итак, ключевое слово здесь это спрос. Совсем нулевой спрос не бывает в обществе. Но возможна сильная конкуренция со стороны монополистов и крупных фирм. Однако свою нишу всегда можно пытаться найти. Например, совершенно очевидна тенденция крупных игроков рынка на дорогостоящий спрос, ибо дешевый спрос им не выгоден. Но простому человеку вполне можно пытаться идти по пути поиска или формирования дешевого спроса. Например, все крупные программистские фирмы предлагают дорогостоящие учетные программы для уровня предприятия. Но совершенно реально написать самому более простой и дешевый вариант подобного программного обеспечения, могущего иметь потенциальный спрос за счет своей дешевизны. Или даже бесплатности. Благодаря бесплатности формируется определенный спрос и известность автора, после чего можно либо постепенно переходить на платные версии программ, либо получать плату исключительно за счет индивидуального обслуживания, консультаций и внедрения своих программ, так как всегда существуют пользователи, предпочитающие, чтобы кто-то сделал их работу за них. Естественно это очень трудоемкий путь, но, не сформировав спроса, невозможно рассчитывать на успех от продаж или обслуживания своего интеллектуального или другого продукта. Кроме программ вполне можно формировать спрос за счет создания определенных виртуальных ресурсов (Интернет сайтов, создания контента, рекламе своих или чужих услуг и т.п., на что фантазии хватит). В общем-то, это все не ново и в той или иной мере уже многими используется. Возможно, следует подумать о классификации и систематизации доступного для индивидуальной реализации различных вариантов спроса (реального и потенциального). Например, написать книгу – справочник: «Формирование и удовлетворение спроса на индивидуальную деятельность». Не исключено, что при системном подходе выявятся некоторые скрытые резервы, которым вполне можно будет воспользоваться. Здесь можно руководствоваться принципом: «Лучшее, враг хорошего».
Интересно рассмотреть цену вопроса относительно креативности мышления. Т.е., стоимость очевидных вариантов, например, формирование спроса на собственный ресурс – высокая, а не очевидных – низкая. Во втором случае нужно научиться создавать оригинальные востребованные ресурсы, в том числе услуги, пусть не дорого, но быстро, причем не очевидным образом для конкурентов. Т.е. надо научиться правильно думать в этом направлении. Но что это может быть? А затем уже как это сделать?
Например, это может быть генерирование идей и их продвижение (реклама, продажа, реализация). Для того чтобы заинтересовать клиента, публикуем часть идеи, но ее ноу-хау оставляем за собой. Идея должна быть не абстрактной, полезной всем (типа открытий, изобретений и т.п.), а индивидуально конкретной, интересной исключительно Мистеру Х. или ограниченному (явному) контингенту заказчиков. Для этого, например, найти подобные реализованные варианты и попытаться воспользоваться их схемой (сутью) для других обстоятельств.
Итак, общие рассуждения приводят к следующему общему решению поставленной задачи.
Решение задачи о доходах это удовлетворение спроса. Т.е., доход в обмен на удовлетворение спроса . Причем, концептуально, эквивалентный обмен.
Но как из общего решения получить эффективные частные?
Скажем, на Западе существует тезис о ползучем перетекании власти к профессионалам. Отсюда, безотносительно к предыдущим рассуждениям, следует следующий вывод:
Хочешь хорошо жить? Становись востребованным профессионалом!
Однако видно, что это более частное решение соответствует найденному нами более общему.
|