Цитата:
В результате 2-3-4 человека, которые постоянно бегают к доске, успевают научиться многому. А кто-то не поспевает и в лучшем случае тупо перекатывает всё с доски к себе в тетрадку, не вникая в суть происходящего. А кто-то вообще сидит на задней парте и играет сам с собой в крестики-нолики. Через неделю начинаем спрашивать по списку д/з и выясняется, что значительная часть состава так ничего для себя с семинара и не вынесла.
А в том, что те 2-3-4 человека что-то для себя вынесли из проведенного занятия, Вы стопроцентно уверены?
(Оффтоп)
Давно хотел тут написать об одной уловке студентов. Просто мне попадались студенты, которые ее умело используют (ну, точнее, я был свидетелем, как один такой студент достиг с ее помощью своих целей, но, правда, не у меня). Такие студенты стараются чаще других попасться преподавателю на глаза, надеясь на то, что он их запомнит и поставит нужную им оценку просто за их активность на занятиях. Они очень активны и умело изображают догадливость. А домашние задания решают не сами. Проверить то, что они усвоили материал по домашнему заданию — это бесполезная трата времени. Только контрольная может это выявить. Но и тут они хитрят довольно оригинальным способом, играя на том, что многие преподаватели очень либерально относятся к ошибкам студентов при решении контрольных работ и довольно часто игнорируют их, считая, что главное — это понимание того, как нужно решать задачу. Такие студенты списывают у кого-нибудь решение задач (или берут задачи, подробно разобранные преподавателем) и составляют из них шпору. Получив задачу на контрольной и (естественно) не найдя точно такой же в своей шпоре, они в полученной задаче сначала специально делают ошибочные преобразования так, что после этих преобразований подынтегральное выражение, дифференцируемая функция или выражение, от которого нужно найти предел, становятся точно такими, как одно из таких выражений, которое записано у них в шпорах. А далее они просто переписываю цепочку преобразований (которая уже безошибочна) из шпоры. Сердце неискушенного преподавателя обычно тает, когда он видит эти безошибочные преобразования, и часто до такой степени, что он может засчитать задачу решенной несмотря на то, что он заметил несколько "дурацких" ошибок в начале преобразований. В любом случае задача может быть засчитана как решенная с незначительными ошибками. Я, когда просек про такую уловку, стал очень внимательно такие задачи отслеживать и, естественно, засчитывать их как (абсолютно) нерешенные.
Цитата:
Альтернатива понятна: давать задачи попроще и тратить на них больше времени. Затем ходить по рядам, контролировать ход решения, вызывать середняков к доске и пытаться вывести их наводящими вопросами. Но тогда и "шарящей верхушке", и мне самому будет скучно. Да и времени много теряется.
Есть, по-моему, другая альтернатива (правильнее в этом случае, наверное, говорить аллинатива) — дифференцированный подход к студентам, о котором я писал выше.
Цитата:
Рассмотрим, например, семинар по матану, тема про пределы (пример надуманный, матан я не преподаю, просто его вроде как все знают). Можно научить за семинар 70% группы считать пределы типа
, а можно 20 процентов научить считать
, но зато 50% так и не освоят
. Вот что лучше?
По идее, лучше всего, используя дифференцированный подход, добиться, чтобы 20% умело считать пределы типа
(пусть даже 10%), а 70% (пусть 50%) освоили бы
. Осознаю, что сказать это — гораздо легче, чем добиться, но, по-моему, имеет смысл стараться.
Повторюсь, что (по-моему), чем сильнее студент шарит, тем меньшего внимания он требует. И добавлю, что я считаю вытягивание на тройку из двойки гораздо более амбициозной дидактической задачей, чем вытягивание с четверки на пятерку. Более того, я считаю, что второе — это вообще какое-то извращение. На пятерку студент должен работать сам. (Думаю, что Вы в действительности пишете о вытягивании с тройки на четверку, просто шкала оценок по математике у Вас смещена.)
-- Чт дек 09, 2010 23:22:43 --Цитата:
Я считаю, что (настоящую) пятерку по математике следует ставить лишь тем студентам, которые могут в принципе решить задачу, которые им никто не объяснял.
Смелое утверждение! Типа настоящий изобретатель --- это тот, кто, ни разу в жизни не видев колеса, способен усилием мысли додуматься до устройства снегоуборочного комбайна?
Вот уж никогда бы не подумал, что мои слова можно так понять (сейчас специально еще раз эти свои слова еще раз перечитал). Тогда придется уточнить. Я имел в виду, что (пользуясь Вашей аналогией) изобретатель как раз не только колесо перед этим должен видеть, но и досконально знать устройство, например, зерноуборочного комбайна и много чего еще.
Конкретнее, студент, претендующий на (настоящую) пятерку по математике, должен в принципе уметь обобщать методы, которые ему объяснили, на неразобранные случаи. Например, после того, как ему объяснили, как считаются пределы типа
и рассказали как использовать эквивалентность функций для вычисления пределов, он в принципе сам мог бы догадаться, как вычислить предел
Это не означает, конечно, что если студент именно до этого не может догадаться, то (настоящей) пятерки по математике он не заслуживает. Но до чего-то он должен уметь догадаться сам (нужно попытаться подобрать ему задачу на подобного рода догадливость). Ну а понять, что какой-либо конкретный студент никогда сам до таких вещей не догадается — это довольно легко.
P.S. Я в принципе не против того, что по математике можно ставить и ненастоящую пятерку четверочникам (студенткам), но они должны за такую пятерку проявить старательность и аккуратность.
Цитата:
Да не бывает такого!
Конечно не бывает!
Цитата:
Можно, конечно, ждать и надеятся, что кто-то самостоятельно изобретёт велосипед, раз в сотню лет такое будет случаться, но может лучше начать с того, что рассказать про него самому? Как же опыт поколений? Какой смысл в гениальных открытиях, которые люди делали на протяжении тысячелетий, если каждому предлагается начинать с чистого листа?
Ни в коем случае не с чистого листа. Ну не предлагал я такого!