Задание 1.
Подберите понятия А, В, С, отношения между которыми соответствуют следующим диаграммам. В каждом из случаев определите вид отношений в парах АВ, АС, ВС.
1. А – рыба
В – хищная рыба
С – акула
В данном случае все понятия подчиняются друг другу. Отношение понятий АВ – ограничение т.е. не все рыбы - хищники. Отношение понятий АС – ограничение акула один из видов рыб. Отношение понятий ВС тоже ограничение что не все хищные рыбы – акулы. На этой диаграмме каждое понятие подчинено друг другу, при этом ограничивая следующее понятие. Можно проверить в обратном порядке (обобщение) акула – это вид хищных рыб, а хищные рыбы это разновидность всех рыб по питанию.
2. А – мягкая игрушка
В – механическая игрушка
С – кукла
На данной схеме происходит перекрещивание понятий. Отношение понятий АВ перекрещивание игрушки бывают как мягкие так и механические, так же может быть мягкая механическая игрушка. Отношение АС перекрещивание кукла может быть мягкой (тряпичной), отношение ВС кукла может быть механической (робот). Также может быть мягкая механическая кукла (музыкальные).
3. А – явления природы
В – стихийные бедствия
С - землетрясение
На данной диаграмме отношение АВ перекрещивающиеся, т.е. явления природы могут быть стихийными бедствиями, отношение понятий АС соподчинение - землетрясение являются явлениями природы, при этом отношение ВС перекрещивающиеся т.е. некоторые землетрясения бывают стихийными бедствиями.
4. А – явление природы
В – гроза
С – наводнение
На этой диаграмме отношение АВ и АС – соподчинение т.е. и гроза и наводнение являются явлениями природы, но отношение ВС несовместимы гроза и наводнение никак не связаны между собой.
5. А – живое существо
В – собака
С – стул
В данном случае отношение понятий АВ – перекрещивающиеся т.е. собака является живым существо, отношение понятий АС и ВС несовместимые т.е. стул не является живым существом, а также собака не связана со стулом.
Задание 2.
Используя таблицы истинности, найдите среди нижеследующих логических форм тождественно-истинные, тождественно-ложные, выполнимые:
Формула является тождественно истинной, если она истинна при любых значениях входящих в неё переменных.
Тождественно – истинной формулой является:
• 2
• 3
• 4
Тождественно-ложные высказывания или формулы ложны при любых значениях истинности их переменных:
• 1
Выполнимой логической формой является - 5
Задание 3.
Сделайте выводы из следующих посылок.
Для этого определите вид силлогизма и постройте его схему. Проверьте правильность вывода любым способом.1. Все студенты нашей группы получили зачет по логике. Иванов зачет по логике не получил. Следовательно…
2. Все студенты юридических вузов изучают логику. Сидоров учится в юридическом вузе. Следовательно…
3. Все студенты юридических вузов изучают логику. Федоров изучает логику. Следовательно…
4. Если человек учится в юридическом вузе, то он изучает логику. Петров логику не изучает, следовательно…
5. Любое суждение может быть частным или общим. Суждение p – не является частным. Следовательно…
1. Все студенты нашей группы получили зачет по логике. Иванов зачет по логике не получил. Следовательно, Иванов студент не нашей группы.
РМ Все студенты нашей группы (Р) получили зачет по логике (М).
Иванов (S) зачет по логике не получил (М).
S M Следовательно, Иванов (S) студент не нашей группы (Р).
фигура простого категорического силлогизма.
2. Все студенты юридических вузов изучают логику. Сидоров учится в юридическом вузе. Следовательно, Сидоров изучает логику.
МР Все студенты юридических вузов (М) изучают логику (Р)
Сидоров (S) учится в юридическом вузе (М)
SР Следовательно, Сидоров (S) изучает логику (Р)
фигура категорического силлогизма.
3. Все студенты юридических вузов изучают логику. Федоров изучает логику. Следовательно, Федоров студент юридического вуза.
МР Все студенты юридических вузов (М) изучают логику (Р)
Федоров (S) изучает логику (М)
SР Следовательно, Федоров (S) студент юридического вуза (Р)
фигура категорического силлогизма.
4. Если человек учится в юридическом вузе, то он изучает логику. Петров логику не изучает. Следовательно, Петров не учиться в юридическом вузе.
Вывода здесь может быть два:
1. Он может изучать логику и не являясь студентом юридического ВУЗа.
2. Петров не учиться в юридическом вузе.
5. Любое суждение может быть частным или общим. Суждение p – не является частным. Следовательно, суждение р – общее.
РМ Любое суждение может быть частным (Р) или общим (М).
Суждение р (S) –не является частным (М).
S M Следовательно, суждение р (S) - общее (Р).
фигура простого категорического силлогизма.