Нюансы парадигмы «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ»
Эклектичный характер существующей парадигмы явлений динамической индукции в науке, технике и образовании обусловлен, прежде всего, логически и исторически ошибочным использованием термина «электромагнитная индукция» применительно к истинному явлению Фарадеевой «МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ» (1831 г.) [в его же терминологии], а также отождествлением явления с более общим случаем его проявления в составе смежного явления «индукции токов» или «ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЗАИМОИНДУКЦИИ» [в современной терминологии], также обнаруженном и исследованном Фарадеем в 1831 г. (частным случаем которого является «ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ»). При этом, отмечая известное индуктивное магнитное действие электрических токов, Фарадей писал: «Целый ряд действий, вызываемых индукцией электрических токов, был найден и описан ранее, как то: намагничивание, … … и, может быть, кое-какие другие.» [Михаил Фарадей. Экспериментальные исследования по электричеству. Том 1. - М. –Л.: Изд. АН СССР, 1947, с. 11.]. То есть, считая электромагнитное индуктивое действие известным, Фарадей искал противоположное ему магнитоэлектрическое явление индукции, которое и обнаружил в 1831 г., наряду с явлением взаимоиндукции электрических токов. Действительно, начиная с XVII века, индуктивный характер магнитного действия электричества в движении просматривапся, в той или иной мере, как в природных явлениях (факты размагничивания и перемагничивания стрелок морских компасов и намагничивания железных и стальных предметов при ударах молнии), так и в первых лабораторных опытах подобного рода (1751 г.) Б. Франклина (Bendjamin Franklin), которому «удавалось электрической искрой» от лейденских банок «сообщать магнетизм» и «менять полюсы» стальным иглам [Вениамин Франклин. Опыты и наблюдения над электричеством. - М.: Изд. АН СССР, 1956, с. 87.]. Последующие основополагающие опыты Г. Х. Эрстеда (1820 г.) с пондеромоторным действием гальванического тока на магнитную стрелку и Д. Ф. Араго (1820 г.) по «намагничиваню» как гальваническим током, так и током электростатического разряда, подтвердили факт дистанционного действия тока посредством возникающего вихревого магнитного поля и, наряду с введением Дж. Кл. Максвеллом в 1862 г. понятия «тока смещения» в диэлектрике и вакууме, способствовали установленю индукционной природы электромагнитных явлений. Закономерным обобщением обоснования возникновения магнитного действия электрических токов любой природы (токов проводимости, конвекции, смещения) и других электромагнитных действий становится явление ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ (1751 -1862 -1980 г.) на основе новой концепции [Sidorovich A. M. Electromagnetic Induction (New Conception). – Proceedings of ISEF’87, Pavia (Italy), 1987, p. 25 – 27.], частным случаем которого рассматривается явление УНИПОЛЯРНОЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ (А. М. Сидорович, 1980 г.) с поляризацией магнетика, движущегося поперёк электрического поля, под воздействием МАГНИТОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ [подобно тому как поляризуется диэлектрик или возникает электрический ток в проводнике при их движении поперёк магнитного поля под воздействием ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ в явлении УНИПОЛЯРНОЙ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ (М. Фарадей, 1831 Г.)]. В результате смены парадигмы «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ» образуется стройная симметричная система классификации явлений динамической индукции и групп смежных явлений с естественной терминологией, соответствующей причинно-следственным связям между ними и в смысловом содержании самих явлений, где ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ (Б. Франклин, 1751 г.; Дж. Кл. Максвелл, 1862 г.; А. М. Сидорович, 1980 г.) есть индукционное явление, в котором изменяющееся электрическое поле – причина, а возникающее магнитное поле – следствие, а дуально-симметричное ему индукционное явление, в котором изменяющееся магнитное поле – причина, а возникающее электрическое поле – следствие, есть МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ (М. Фарадей, 1831 г.). Такова текущая тенденция развития событий в облпасти индукционных явлений, которая может быть существенно ускорена как необходимыми экспериментальными исследованиями, так и совершенствованием методики преподавания.
|