Здравствуйте, Валерий!
Заранее приношу свои извинения за то, что вступаю в дискуссию, полностью не прочитав и не осмыслив Вашу работу. Но, начав ее чтение, сразу наткнулся на определение сознания:
Цитата:
"Определение сознания
Сознание — это пространственно-временная предметность, обладающая признаками функциональной способности:
- сбора, запоминания информации о пространственно-временной предметности;
- максимизации собираемого, запоминаемого объема информации о пространственно-временной предметности" (2.2. Жизнь).
Вы знаете, того, что Вы привели в качестве возможного определения сознания явно недостаточно. Не буду вдаваться здесь в теоретические рассуждения (извините, ограничен во времени), сразу приведу самые известные и начальные для любого рассуждения на темы, хоть как-то имеющие отношения к психологии, определения из "Оксфордского Словаря Английского Языка". Это весьма почтенное издание дает 7 основных определений сознания.
1.
Сознание-1 (С-1). Имеет, в основном, межличностное значение.
Определение: С-1 - это знание или общность знания чего-либо с кем-либо другим или другими; причастность к чему-либо с другими. Почти буквальная расшифровка русского слова "сознание"=со(вместе)+знание. Собственно, так же дело обстоит и с английским "consciousness" (сознание), которое, как некоторые считают, произошло от латинской основы "scientia" (знание) и "con" (с, со, вместе).
2.
Сознание-2 (С-2). Имеет, в основном, личностное (или, м.б., личное) значение.
Определение: С-2 - это внутреннее знание. По сути, определение С-2 является распространением С-1 на уровень индивида, т.е. способность быть свидетелем своих собственных действий. Иначе говоря, можно говорить о том, что С-2 дает возможность индивиду представать в качестве самости.
3.
Сознание-3 (С-3). Имеет в самом общем смысле значение осведомленности.
Определение: С-3 - это это непосредственное сознание чего-либо, как «значение осведомленности»; это чувствительность вообще, это моментальное содержание сознания.
В принципе, С-3 - самый "экономный" вид сознания вообще, и потому имеется в том виде, как дано в определении, у всех без исключения чувствующих существ. Даже амеба, реагирующая на раздражитель, обладает этим видом сознания.
4.
Сознание-4 (С-4). Имеет отношение к рефлексивной осознанности.
Определение: С-4 - это рефлексивное осознание; это способность к непосредственной осведомленности о своем текущем субъективном опыте и к его распознаванию.
Именно С-4 теснейшим образом связано с субъектностью и чувственной недоступностью как специфическими свойствами любых психических процессов. Собственно говоря, именно из-за наличия С-4 люди не могут иметь того же доступа к опыту другого в тот момент, когда они имеют доступ к своему собственному сознанию.
5.
Сознание-5 (С-5). Имеет основной смысл объединяющего значения.
Определение: С-5 - это вся совокупность впечатлений, мыслей и чувств, составляющих сознательное существо человека.
6.
Сознание-6 (С-6). Имеет, напротив, основной смысл разобщающего значения.
Определение: С-6 - это двойственное сознание; существование у одного человека как минимум двух отдельных потоков впечатлений, мыслей и чувств.
7.
Сознание-7 (С-7). Имеет значения общего состояния индивида.
Определение: С-7 - это это состояние бодрствования, бдительности или внимательности.
Отсюда, кстати, вытекает ответ и на возражения ser'а по поводу сознательности вируса, или бактерии, или дождевого червя:
Цитата:
<<Жизнью является все то, что характеризуется признаком сознания.
Действительно, сознание вируса или бактерии представляет собой некоторый примитив от относительно более высоких форм организации жизни.>>
Странно, что автор не читал “Материализм и импириокритицизм” дедушки Ленина, а то бы знал хотя бы о том, что у дождевого червя сознания быть не может. Правда ниже автор пишет уже по другому и получается, что сознанием теперь у него обладает только сознательная жизнь.
По определению С-3: если вирус, бактерия или дождевой червь проявляет хоть какую-то чувствительность (пусть даже и рефлекторную), то, тем самым, они обладают и сознанием (в данном случае как чувствительностью в модусе моментального сознания. В этом смысле Ульянов (Ленин) в очередной раз демонстрирует свою весьма и весьма ощутимую посредственность в качестве философа (или психолога, поскольку затрагивает проблематику именно этой области знания). При этом тот же самый Ульянов (Ленин) явно проявляет признаки гениальности в области организации и реактивности - но это так, бегло. Возвращаясь к определению С-3: моментальное сознание вовсе не подразумевает никакого рода отношения к мышлению, каковое дилетанты часто путают и смешивают с сознанием (для справки рискну напомнить, что мышление - это психологическая функция, если понимать этот термин в том смысле, какой в него вкладывал К.Г.Юнг; а сознание - это, как видно даже из приведенных первичных определений сознания, нечто совсем другое).
Извините, если Ваши определения сознания вызваны не ограниченностью знаний об исследуемом предмете (как я понял, Вы не профессиональный психолог), а логической предпосылкой всей Вашей работы в целом. Как я уже упомянул в начале этого поста, я не успел прочитать всю Вашу книгу, так что еще раз заранее готов принести любые извинения.
Удачи Вам в Вашей работе.