2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Определяем комплексные числа
Сообщение16.05.2010, 16:58 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Дано: множество комплексных чисел $\mathbb{C}$, операции $+$, $\cdot$ и $\exp(z) = e^z$.

Этими средствами определяем комплексные числа. Например:

1) Число $0$ --- это такое $z$, что $z + x = x$ для всех $x \in \mathbb{C}$.

2) Число $1$ --- это такое $z$, что $z \cdot x = x$ для всех $x \in \mathbb{C}$.

3) Число $2$ --- это $1 + 1$; число $1/2$ --- это такое $z$, что $z+z = 1$.

И так далее... Задание следующее:

a) Определить число $\pi$.
b) Доказать, что нельзя определить число $i$.

-- Вс май 16, 2010 20:06:34 --

P. S. Уточнение.

Для знатоков матлогики могу дать точную формулировку: определить число --- значит, написать формулу $\Phi(z)$ языка первого порядка сигнатуры $\langle +, \cdot, \exp \rangle$, такую что $\mathbb{C} \models \Phi(z)$ тогда и только тогда, когда $z$ равно этому числу.

Для тех, кто не понимает, что означает предыдущий абзац, скажу следующее. Пользоваться можно лишь тем, что дано. В частности, натуральный ряд не дан и, следовательно, определения по индукции некорректны. Например, множество натуральных чисел как множество конечных сумм, все слагаемые которых равны $1$ --- недопустимое определение (определить данными средствами множество $\mathbb{N}$ на самом деле можно, но это надо делать хитро). А вот множество $A = \{ 2\pi ki : k \in \mathbb{Z} \}$ определить можно, поскольку $z \in A$ равносильно $\exp(z) = 1$.

P. P. S. Задачу слямзил на конференции. Практически, переформулировал отдельные тезисы прозвучавшего доклада :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Определяем комплексные числа
Сообщение16.05.2010, 18:30 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Профессор Снэйп в сообщении #320115 писал(а):
И так далее... Задание следующее:

a) Определить число $\pi$.
b) Доказать, что нельзя определить число $i$.

А как далее-то? Как вообще можно ставить вопрос об определении мнимой единицы, если пока что для неё нет даже зародыша?...

 Профиль  
                  
 
 Re: Определяем комплексные числа
Сообщение16.05.2010, 19:24 
Заслуженный участник


13/12/05
4606
Если формуле удовлетворяет $z=i$, то будет удовлетворять и $z=-i$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Определяем комплексные числа
Сообщение16.05.2010, 19:31 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Не исключено. Но -- только после того, как будет хоть что-то вообще сказано про то, что такое $i$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Определяем комплексные числа
Сообщение16.05.2010, 19:33 
Заслуженный участник


13/12/05
4606
ewert
Так... Мы-то это знаем. Просто нам разрешается это сказать, пользуясь очень ограниченным набором средств. Проф. Снэйп же уточнил.

 Профиль  
                  
 
 Re: Определяем комплексные числа
Сообщение16.05.2010, 19:39 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Padawan в сообщении #320217 писал(а):
Мы-то это знаем. Просто нам разрешается это сказать, пользуясь очень ограниченным набором средств.

Ну вы, наверное, знаете. А я -- нет. По-моему, из $e^z=1$ (надо полагать, имелось в виду именно это) мнимая единица никак без дополнительных оговорок не вытекает. А никаких других следов её присутствия нигде не наблюдается. И, кстати, не сказано даже, что вообще понимается под $e^z$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Определяем комплексные числа
Сообщение16.05.2010, 20:26 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Padawan в сообщении #320206 писал(а):
Если формуле удовлетворяет $z=i$, то будет удовлетворять и $z=-i$.

Верно, но вот только почему? Сопряжение $z \mapsto \overline{z}$ экспоненту на месте не оставляет.

Ой, а ваще стоп, чего это я?! Конечно же достаточно рассмотреть сопряжение :-)

-- Вс май 16, 2010 23:29:10 --

ewert, не глупите. Я сомневаюсь, что Вы не способны понять условие :-)

Padawan Вам всё правильно пишет. Все комплексные числа есть, вопрос лишь в том, как их выделить, пользуясь данными нам в распоряжении средствами.

-- Вс май 16, 2010 23:37:15 --

Пример: на $\langle \mathbb{N}, + \rangle$ можно определить единицу, а на $\langle \mathbb{Z}, + \rangle$ нельзя.

На второй вопрос ответ отрицателен, потому что есть автоморфизм абелевой группы $\langle \mathbb{Z}, + \rangle$, переводящий $1$ в $-1$ и любая формула, истинная на $1$, будет также истинна на $-1$. Что касается первого, то имеем (натуральный ряд начинается с нуля):

$$
\begin{array}{rcl}
x \leqslant y & \Leftrightarrow & \exists z(y = x + z) \\
x < y & \Leftrightarrow & (x \leqslant y) \mathop{\&} (x \neq y) \\
x = 1 & \Leftrightarrow & \exists y \big((y < x) \mathop{\&} \forall z \big( (z < x) \rightarrow (z = y)\big)\big)
\end{array}
$$

 Профиль  
                  
 
 Re: Определяем комплексные числа
Сообщение16.05.2010, 23:00 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Профессор Снэйп в сообщении #320259 писал(а):
правильно пишет. Все комплексные числа есть, вопрос лишь в том, как их выделить,

Решительно не понимаю. Ну тупой я, тупой. Как это они есть, если в перечисленных Вами операциях не было никакого даже намёка на комплексность?...
(я совершенно не разбираюсь в "формулах", но решительно не могу понять, где Вы там заложили комплексную мину)

 Профиль  
                  
 
 Re: Определяем комплексные числа
Сообщение17.05.2010, 01:07 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
ewert в сообщении #320349 писал(а):
(я совершенно не разбираюсь в "формулах", но решительно не могу понять, где Вы там заложили комплексную мину)

Ну вот представьте себе, что Вы провели урок в школе (замещали заболевшую учительницу) и Вам надо рассказать о своих впечатлениях от урока.

Вы говорите: "Мальчик такой-то замечательно справился с предложенным заданием". И далее надо однозначно идентифицировать мальчика. Если разрешено использовать имена и фамилии, то проблем нет; Вы говорите "Петров" или "Сидоров" или "Иванов" и дело с концом. А теперь представьте, что имена-фамилии запрещены (либо Вы их просто не знаете). Тогда приходится изворачиваться и выдавать что-нибудь вроде: "Мальчик невысокого роста, с рыжими волосами и в очках". Если он там один такой, то Вы прекрасно всё объясните. А если, допустим, в классе учаться близнецы, то может оказаться, что при запрете на имена Вы одного из близнецов идентифицировать никак не сможете :?

Итак, Вам дан класс, состоящий их учеников, и набор понятий, которыми Вы можете пользоваться при идентификации. Задача состоит в идентификации определённого ученика данными средствами (либо в доказательстве невозможности это сделать).

Тут то же самое. Множество чисел = класс = множество учеников. В нашем случае класс --- это множество $\mathbb{C}$ комплексных чисел. Он нам дан по условию --- вот и весь намёк. Было бы другое множество-школьный класс --- была бы просто другая задача, похожая, но с другим условием. Средства --- операции $+$, $\cdot$ и $\exp$. Они фиксированы, понимаются в стандартном смысле и Вы их можете использовать. Другие объекты использовать при идентификации нельзя --- это "запрещённые фамилии".

Надеюсь, понятнее стало :?

-- Пн май 17, 2010 04:11:50 --

Посмотрите, как я выделил единицу на натуральных числах, пользуясь только плюсом. Почему именно на натуральных? Потому что натуральные числа фигурировали в условие задачи, которую я разбирал для примера. Если бы разрешено было использовать умножение, я бы написал просто
$$
x = 1 \Leftrightarrow \forall y (x \cdot y = y)
$$
и не парился бы, а так пришлось немного поизвращаться :-)

-- Пн май 17, 2010 04:20:58 --

Или вот ещё пример. Циркулем и линейкой нельзя разделить произвольный угол на три части. Но это вовсе не означает, что для некоторого угла $\varphi$ не существует угол $\varphi/3$. Ваши, ewert, недоумения --- примерно того же плана :?

Считайте, что требуется решить что-то вроде задачи на построение... Строимые объекты наличествуют в природе de facto, нужно лишь достигнуть их данными нам в распоряжение средствами (либо обосновать невозможность такого достижения).

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group