Кроме величины ускорения и длительности действия перегрузки характеризуются еще такими факторами как скорость нарастания перегрузки во времени и направление действия перегрузки. Хорошо подогнанное к телу место может снизить эффект перегрузок. По длительности действия перегрузки можно разделить на три условные группы:
- мгновенные - исчисляемые в сотых долях секунды или в миллисекундах.
Они часто встречаются в обычной жизни и достигают довольно высоких значений. Мгновенные перегрузки полностью утрачивают свойство поля сил, практически отсутствует их время действия, имеется только пик нарастания, представляющий собой толчок, удар. Повреждающее действие таких перегрузок воспринимается поверхностью тела и распространяется вглубь него в виде волны, подобно удару движущимся телом по неподвижному.
- кратковременные - действующие десятые доли секунды, которые при использовании средств защиты могут достигать сравнительно больших величин.
Кратковременные перегрузки приближаются к действию внешних сил и характеризуются преимущественно локальным эффектом. На катапультных креслах здоровый человек может без последствий перенести перегрузку 20-25 g. Спортсмены переносят перегрузку 90-100 g при экстремальных прыжках в воду. Рекорд кратковременной перегрузки 179.8 g принадлежит автогонщику, который на скорости 173 км/ч врезаля в ограждение трассы, получив 29 переломов и три вывиха. Довольно скоро он оправился от травм и уже через год участвовал в новых состязаниях.
- длительные - воздействующие на организм секунды или минуты в пределах малых и средних величин.
Можно считать установленным, что перегрузка до 4.5 g может переноситься в течение довольно длительного промежутка без вреда для организма и что быстрота зрительной и слуховой реакции при перегрузке в 1.6 g остается такой же, как и в состоянии покоя. Космонавты около 5 минут подвергаются перегрузкам 5-6, в экстренных ситуациях 12 g. Вследствие увеличения веса крови происходит замедление кровообращения. Нормальное давление крови у человека на уровне сердца составляет 0,12 атм. Поскольку голова находится примерно на 30 см выше сердца, то при ускорении 4 g этого давления достаточно лишь для того, чтобы кровь могла дойти до головного мозга. Чтобы обеспечить кровоснабжение головного мозга при ускорении 8 g, сердце должно увеличить напор крови более чем вдвое. При вертикальном ускорении 5 g кровь «утяжеляется» настолько, что сердце вообще не может гнать ее к голове и человек испытывает ощущение «черной пелены», перед глазами и теряет сознание. Если действие ускорения направлено вверх, перед глазами встает «красная пелена» и наступает потеря сознания в результате прилива крови к голове. Уже под действием ускорения, превышающего 1 g, у космонавта могут появиться нарушения зрения. При ускорении 3 g, длящемся более 3 сек, могут возникнуть серьезные нарушения периферического зрения. Вообще с увеличением перегрузок острота зрения уменьшается. При ускорении у космонавта возникают зрительные иллюзии. Чтобы ослабить действие высоких ускорений, космонавта помещают в космическом корабле таким образом, чтобы перегрузки были направлены вверх. Космонавт, лежа на спине, находится почти в горизонтальном положении. Угол между его спиной и бедром составляет примерно 100°, а между бедром и голенью — 117°. Наклон спины составляет приблизительно 12°. Такое положение обеспечивает эффективное кровоснабжение головного мозга космонавта при ускорениях до 10 g, а кратковременно даже до 25 g.
Животные оказываются гораздо более выносливыми по отношению к перегрузкам. Так, опыты над собаками, подвергнутыми действию центробежного ускорения, показали, что эти животные способны легко выдерживать 80-кратную перегрузку в течение 2 мин. и 40-кратную в течение 5 минут. При действии перегрузки 98 g в течение 5 мин. наступала быстрая смерть от анемии мозга, легких и сердечных мускулов, однако разрыва органов не наблюдалось.
Посмотрите еще
http://www.trud.ru/article/04-04-2006/1 ... tinka.html