Вообще я представляю себе инерцию - как, допустим, автомобиль, который разогнался и заглох.. поэтому движется по инерции.
Эээ... ну это несколько обыденное представление об инерции. Да и, если говорить строго, никакая это не инерция - автомобиль-то движется с ускорением. Есть ведь понятие инерциальных систем отсчета и первый закон Ньютона.
А что такое момент инерции?
Про фигуристов и все такое прочее, Вы наверное уже читали. Ну а более технический пример - ну возьмем, скажем, какой-нибудь вал, который выдает постоянный вращающий момент. Будем на этот вал насаживать колеса разного диаметра. Нетрудно увидеть, что они вращаются с разным угловым ускорением. Причем эти ускорения будут относится точно также как и их моменты инерции, только наоборот. Т.е.
. В принципе, точно так же можно осознать понятие массы - это мера инертности. Чем большую массу мы хотим заставить двигаться с данным ускорением, тем большую силу нам нужно приложить. Здесь аналогично - чем больше момент инерции тела, которое мы хотим вращать с данным угловым ускорением, тем больший момент сил нам необходимо для этого приложить.
В чем смысл теоремы Штейнера?
В том, что если Вы уже знаете момент инерции тела относительно оси, проходящей через его центр масс, то относительно параллельной оси Вы будете вращать этот момент, да еще и с учетом того, что у Вас масса висит на дополнительном плече. Попробуйте вращать твердый шарик насаженный на палку при разных плечах. Увидите разницу.
Почему для цилиндра и для шара разные формулы?
Потому что распределения массы вещества в цилиндре и шаре относительно оси вращения разные.