Ниже заготовка моего ответа по эой же теме на другой форум в ветку "
Как назвать этот прибор". Но ответ не прошел, поскольку за минуту до его отправки я был
забанен на месяц по понятным причинам.
-----------
Цитата:
Цитата:
Зачем же, - сделайте себе релятивистский трактор, и помечайте/измеряйте дорогу траками гусениц трактора/танка.
Нижняя часть гусеницы относительно дороги не движется, то есть, копирует дорогу, не сокращается.
Собственная скорость:
Вот в том-то и проблема, вы предлагаете мне в это просто поверить..
Зачем же просто верить, Вы ведь человек разумный и можете проверить, по крайней мере, аналитически.
Эту же тему я обсуждал еще на нескольких форумах и мой вывод из обсуждений следующий.
Координатная скорость и
собственная скорость являются равноправными физическими величинами, значения которых совпадают при малых скоростях. Используя любую из них, можно правильно описывать реально происходящие релятивистские движения, но математический формализм при использовании этих скоростей оказывается различным. Исследуя эти различия, мы можем понять причину нашумевших бурных споров о
зависимости/независимости массы от скорости.
Равноправие
собственной и координатной скоростей сказывается не только на равноправии математических формализмов, но и идет значительно глубже: мы можем создать прибор/(систему приборов), который будет измерять либо
координатную скорость, либо
собственную скорость.
Тогда возникает вопрос, а какую же скорость измеряет спидометр идеального релятивистского колесного автомобиля или идеального гусеничного танка. Анализ показывает, что ответ зависит от свойств, которые мы приписываем идеальному колесу / идеальной гусеничной ленте.
Общие требования идеальности:пробуксовок с дорогой нет;
мощность двигателя неограниченна;
деформаций за счет центробежных сил нет.
Требование по спидометру, измеряющему собственную скорость:В системе координат автомобиля движущийся обод колеса претерпевает точно такое же лоренцево сокращение, как и дорога. Следовательно, спицы колеса сжимаются под действием обода.
В системе координат танка гусеничная лента претерпевает точно такое же лоренцево сокращение, как и дорога. Следовательно, балка с роликами А и Б на концах гусеницы сокращается под действием сокращающейся ленты.
Требование по спидометру, измеряющему координатную скорость:В системе координат автомобиля спицы колеса претерпевают сокращение своей толщины, а их длина остается неизменной. Обод колеса не сокращается по законам СТО, а имеет тот же радиус, равный неизменной длине спиц.
В системе координат танка движущаяся гусеничная лента не претерпевает никаких сокращений, поскольку она натянута на балку АБ, которая в системе танка не сокращается. Длина следов от траков такого танка будут тем длиннее, чем больше скорость танка.
Пример:Пускай лента гусеницы имеет 20 башмаков.
Тогда длина гусеничной балки равна 1, длина одного покоящегося башмака - 0.1.
Если танк едет со скоростью 0,8c, то длина абсолютно упругой балки будет 0.6.
Нижняя часть гусеницы покоится, и на мгновенном снимке в лабораторной системе состоит из 6 башмаков.
Верхняя должна состоять из 14. Но проверка дает другое число.
Если балка гусеницы танка такая же упругая, как и сама лента, то что-то сломается: либо балка, либо порвется лента.
Поэтому предположим, что балка сжимается, а лента почти не испытывает никаких удлинений от возникающих сил упругости.
Тогда, рассмотрим поведение балки в системе танка. И верхняя, и нижняя части гусеничной ленты движется со скоростями 0.8с, и сокращаются до 0,6 первоначальной длины.
Тогда в системе дороги длина гусеничной балки будет 0,6*0,6 = 0,36 от первоначальной длины.
На этой длине укладывается 3,6 нижних башмака, покоящихся относительно дороги. (Они гибкие.)
Верхняя часть гусеницы движется со скоростью (0,8+0,8)/(1+0,8^2)= 0,975609756…
Гамма верхней части гусеницы: 4,555555555…
Очевидно, на верхнюю часть гусеницы должно приходиться оставшиеся 16,4 башмака, длиной 0,1 каждый.
Разделив 1,64 на 4,55555… получаем 0,36, то есть, длину балки гусеницы танка в системе дороги.
Поэтому проблем нет. С одним шипом гусеницы связываем зуб перемыкающий два контакта после каждого полного оборота гусеничной ленты танка, измеряя таким образом истинную длину дороги.
Делим эту величину на количество тик-так часов в танке, и получаем собственную скорость танка, предел которой равен бесконечности.
Если же мы сооружаем танк со спидометром, измеряющим координатную скорость, то балка гусеницы должна быть абсолютно упругой, а гусеничная лента растягивается на ней тем больше, чем больше скорость танка. Растяжение следов башмаков такой гусеничной ленты на дороге во столько же раз больше от следов покоящегося танка, во столько раз собственное время между событиями 1 и 2 меньше координатного времени между этими событиями.
Лично мне танк, оставляющий после себя следы разной длины, в зависимости от скорости, кажется не совсем идеальным. Поэтому мне больше импонирует танк оставляющий эталонные следы и измеряющий собственную скорость.
Кроме того, наш внутренний спидометр измеряет собственную скорость.
Её же измеряет и спидометр с торчащими контактами, замыкающимися на километровых столбах.
Но ничего не попишешь, - дуализм и равноправие математических формализмов идут в область практического описания.
PS: Где-то я слышал, что формализм собственной скорости развивал Ричард Фейнман, но то ли не доделал, то ли было некогда..
PS2: Квантуемая скорость значительно более обещающая, но за этим БАКом все некогда ей уделить должное внимание. «Пристегните ремни – Будем размножаться!»