Сначала небольшое вступление:
Допустим, у нас есть формальная теория
в классическом исчислении предикатов первого порядка. Допустим также, что в ней определено свойство
, которое
разрешимо в этой теории для любой предметной переменной , т.е.
. (1)
Допустим, что высказывание
неразрешимо в теории, т.е.:
(2)
следовательно
следовательно
или
. (3)
Но из (1) и (3) совместно следует
. Т.е. фактически высказывание
доказано метатеоретически (в предположении, что все выводы теории
верны), хотя оно осталось неразрешимым в теории
.
Человеческими словами:
Высказывание о всеобщности, неразрешимое в истиной теории, является истинным (при условии разрешимости стоящего в нём свойства).Аналогично можно продемонстрировать, что:
Высказывание о существовании, неразрешимое в истинной теории, является ложным (при условии разрешимости стоящего в нём свойства).Теперь настало время вспомнить и про гипотезу континуума, ибо она является как раз утверждением о существовании, неразрешимость которого в теории множеств доказана:
, где
читается как: "Множество
имеет промежуточную кардинальность". Получается что:
1. Либо гипотеза континуума таким образом метатеоретически доказана.
2. Либо свойство множества "иметь промежуточную кардинальность"
неразрешимо (скажем, в ZFC) по крайней мере для некоторых множеств.
Я, конечно, склоняюсь ко второму...
Что скажете?