2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 ПОЛНЫЙ расчёт столкновения шара с неподвижной плоскостью
Сообщение29.01.2009, 10:39 


04/11/08
63
ПОЛНЫЙ расчёт столкновения шара с неподвижной плоскостью Как можно сделать?

В школе изучают расчёты столкновений лоб в лоб и без вращений. Как посчитать столкновение когда точка контакта не лежит на векторе скорости шара, и как учесть то, что шар вращается?

Дано:
1) Плоскость - это типа земля. Она неподвижна.
2) Шар движется относительно плоскости с определённой скоростью и при этом вращается.Вектора скорости и вращения могут быть направлены куда угодно. И вот шар сталкивается с плоскостью.Точка контакта известна и тоже может быть где угодно.
Все коэффициенты трения, момент инерции шара и прочие параметры известны.

Надо:
Рассчитать все параметры шара после столкновения. Узнать как изменятся или перераспределятся его скорость и вращение.

Хотелось бы получить просто список формул которые надо посчитать, чтобы узнать результат. Если это задача из разряда стандартных, то может быть есть ссылки на её решение?

Да, дело происходит в 3D.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 12:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/07
1352
Москва
Какой бы не был трехмерный удар, расположим на плоскости систему координат следующим образом. Ось X по направлению компоненты скорости, параллельной плоскости, ось Z вертикально вверх, Y образует правую тройку. При упругом ударе скорость после удара поменяет знак $U_z=-V_z. При этом от стенки передается импульс $F \Delta t=2mV_z. У шара до удара точка контакта движется с линейной скоростью V=\sqrt {(V_x-\omega_yr)^2+(\omega_xr)^2}. После удара эта скорость уменьшится. Линейная скорость на величину $2\mu V_z. Угловые скорости $\omega_y, \omega_x уменьшатся также на соответствующую величину. Угловая скорость $\omega_z не изменится.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 14:13 


04/11/08
63
Zai писал(а):
Какой бы не был трехмерный удар, расположим на плоскости систему координат следующим образом. Ось X по направлению компоненты скорости, параллельной плоскости, ось Z вертикально вверх, Y образует правую тройку. При упругом ударе скорость после удара поменяет знак $U_z=-V_z. При этом от стенки передается импульс $F \Delta t=2mV_z.

А что мы из этой формулы находим?
m - масса шара? Известна. V_z - тоже.
Изменение времени и сила - нет. Можно найти силу умноженную на изменение времени, но не совсем понимаю что это даст.


Zai писал(а):
У шара до удара точка контакта движется с линейной скоростью V=\sqrt {(V_x-\omega_yr)^2+(\omega_xr)^2}. После удара эта скорость уменьшится. Линейная скорость на величину $2\mu V_z.


По моему, если быстро вращающийся объект бьётся о плоскость, то линейная скорость за счёт вращения может увеличиться.


Zai писал(а):
Угловые скорости $\omega_y, \omega_x уменьшатся также на соответствующую величину.


Какую?
То есть у нас три неизвестных. Две угловые скорости и одна линейная.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 14:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/07
1352
Москва
Kosmos писал(а):
Можно найти силу умноженную на изменение времени, но не совсем понимаю что это даст.

Этого достаточно чтобы определить все параметры после удара.
Kosmos писал(а):
По моему, если быстро вращающийся объект бьётся о плоскость, то линейная скорость за счёт вращения может увеличиться.

Из-за скольжения при вращении линейная скорость увеличивается на величину
$V_x=\mu2V_z
Kosmos писал(а):
Какую?
То есть у нас три неизвестных. Две угловые скорости и одна линейная.

Представте компоненты угловой скорости в векторном виде.Компонента угловой скорости, параллельная вектору V не измениться. Перпендикулярная компонента изменится на величину
$\Delta \omega = \frac {2mV_z r} J

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 15:25 


04/11/08
63
Zai писал(а):
Kosmos писал(а):
Можно найти силу умноженную на изменение времени, но не совсем понимаю что это даст.

Этого достаточно чтобы определить все параметры после удара.
Kosmos писал(а):
По моему, если быстро вращающийся объект бьётся о плоскость, то линейная скорость за счёт вращения может увеличиться.

Из-за скольжения при вращении линейная скорость увеличивается на величину
$V_x=\mu2V_z


мю - коэффициент трения, да?


Zai писал(а):
Kosmos писал(а):
Какую?
То есть у нас три неизвестных. Две угловые скорости и одна линейная.

Представте компоненты угловой скорости в векторном виде.


Никак не соображу, как перевести угловые скорости из одной системы координат (глобальной) в другую в связанную с точкой контакта с поверхностью, да ещё так, чтобы они шли по или перпендикулярно вектору скорости ...

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 15:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/07
1352
Москва
$\mu - коэффициент трения.
С прорисовкой векторов действительно проблема, если у Вас нет опыта.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 15:47 


04/11/08
63
Zai писал(а):
$\mu - коэффициент трения.
С прорисовкой векторов действительно проблема, если у Вас нет опыта.


Проблема в трёхмерности. В 2D вращение возможно только вокруг 1 оси, а в 3D сразу вокруг 3 осей.

А есть какой-нибудь пример как это сделать? У кого-то же должен быть опыт как это сделать.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 16:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/07
1352
Москва
Попробуйте почитать о переводе вектора угловых скоростей из одной системы координат в другую в книге Бюшгенс Г.С., Студнев Р.В., 1983 - Динамика самолета. Пространственное движение.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 20:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
А удары в книжках по теоретической механике рассмотрены.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 21:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
Kosmos в сообщении #182152 писал(а):
Рассчитать все параметры шара после столкновения.


Результат зависит от деталей взаимодействия в процессе столкновения шара с плоскостью. То есть, может оказаться разным в зависимости от свойств шара и плоскости.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.01.2009, 10:14 


04/11/08
63
Zai писал(а):
Попробуйте почитать о переводе вектора угловых скоростей из одной системы координат в другую в книге Бюшгенс Г.С., Студнев Р.В., 1983 - Динамика самолета. Пространственное движение.


Книжку скачал, вот отсюда: http://www.vokb-la.spb.ru/books2/34.rar
Но она большая и в общем про самолёты. В каком месте там это описано?

Добавлено спустя 1 минуту 4 секунды:

Munin писал(а):
А удары в книжках по теоретической механике рассмотрены.


Как называется книга, в которой расписан именно этот конкретный случай?

Добавлено спустя 1 минуту 18 секунд:

Someone писал(а):
Kosmos в сообщении #182152 писал(а):
Рассчитать все параметры шара после столкновения.


Результат зависит от деталей взаимодействия в процессе столкновения шара с плоскостью. То есть, может оказаться разным в зависимости от свойств шара и плоскости.


А как называются свойства?

Знаю два: коэффициент трения скольжения и коэффициент трения качения.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.01.2009, 10:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Kosmos в сообщении #182377 писал(а):
Как называется книга, в которой расписан именно этот конкретный случай?

Ну вы спросили. Вообще теория удара - не слишком популярная тема, не во всякой книжке вообще есть, а если есть, может быть рассмотрена с разной глубиной. Из того, что у меня под рукой, некоторое описание есть, например, в
А. П. Маркеев. Теоретическая механика
и в
Ю. Ф. Голубев. Основы теоретической механики
но самое полное (на целых 9 страниц! :-) против 61 у Маркеева) - в книге
В. Ф. Журавлёв. Основы теоретической механики.

Kosmos в сообщении #182377 писал(а):
А как называются свойства?

Знаю два: коэффициент трения скольжения и коэффициент трения качения.

Нет, коэффициент трения качения тут вообще ни при чём, а главным является коэффициент восстановления, а для касательной составляющей скорости - либо коэффициент восстановления и коэффициент трения скольжения, либо некий отдельный безымянный коэффициент.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.01.2009, 11:13 


04/11/08
63
Munin писал(а):
Kosmos в сообщении #182377 писал(а):
Как называется книга, в которой расписан именно этот конкретный случай?

Ну вы спросили. Вообще теория удара - не слишком популярная тема,


Почему удара? Просто взаимодействие двух тел.
Назовите мне вообще хоть одну механическое устройство, в котором такого взаимодействия нет. Так, что тема должна бы быть изучена вдоль и поперёк.


Munin писал(а):
не во всякой книжке вообще есть, а если есть, может быть рассмотрена с разной глубиной. Из того, что у меня под рукой, некоторое описание есть, например, в
А. П. Маркеев. Теоретическая механика
и в
Ю. Ф. Голубев. Основы теоретической механики
но самое полное (на целых 9 страниц! :-) против 61 у Маркеева) - в книге
В. Ф. Журавлёв. Основы теоретической механики.


А на каких страницах? А то вот скачал книгу "Динамика самолета", и теперь не знаю где там смотреть.


Munin писал(а):
Kosmos в сообщении #182377 писал(а):
А как называются свойства?

Знаю два: коэффициент трения скольжения и коэффициент трения качения.

Нет, коэффициент трения качения тут вообще ни при чём, а главным является коэффициент восстановления, а для касательной составляющей скорости - либо коэффициент восстановления и коэффициент трения скольжения, либо некий отдельный безымянный коэффициент.


А откуда такая информация? Нет ли, кстати, случайно списка формул, которые надо прорешать, чтобы узнать все параметры после удара? Очень бы он мне пригодился.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.01.2009, 11:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Kosmos в сообщении #182396 писал(а):
Почему удара? Просто взаимодействие двух тел.

Это взаимодействие мгновенное по времени, и называется удар.

Kosmos в сообщении #182396 писал(а):
А на каких страницах? А то вот скачал книгу "Динамика самолета", и теперь не знаю где там смотреть.

Гл. 5 Специальные задачи динамики, § 21 Теория удара.

Kosmos в сообщении #182396 писал(а):
А откуда такая информация? Нет ли, кстати, случайно списка формул, которые надо прорешать, чтобы узнать все параметры после удара? Очень бы он мне пригодился.

Из книжек, всё из книжек. И формулы там же.

Кстати, во многих книжках рассматривается удар (Бать-Джанелидзе-Кельзон, Тарг, Яблонский), но только в частном случае гладких тел. И даже не оговаривается это условие. А в Журавлёве - расписаны негладкие варианты.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.01.2009, 12:14 


04/11/08
63
Чтобы сформулировать задачу перевода сделал такую картинку:

Изображение

Белый полупрозрачный шар и жёлтая плоскость. Маленький белый шар - точка контакта.

Три оси - это угловые скорости в глобальной системе координат. Они по величине равны, но могут быть разные, само собой. Белый вектор - вектор скорости. Салатовый - вектор от центра шара к точке контакта.

Кто-нибудь может прямо на картинке нарисовать как надо проецировать, чтобы получить угловые скорости в точек контакта, и чтобы они были ориентированы по вектору скорости?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group