2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Решать в уме, улучшить память и понимание
Сообщение26.02.2025, 06:29 


08/01/25
18
У меня средние способности к математике, и сложно решать задачи "в уме" приходится рисовать на бумаге. Кроме того, часть материалов, на которые потратил время когда то, если не использовать со временем забываешь.

Я слышал упоминание, что люди по разному представляют "числа" и "концепции" в уме. Например кто то использует мысленно слова (диалог), диалог для операций с числами и вывода формул и т.п., кто то визуально либо еще как то. И это проявляется например в том что одни люди не могут одновременно говорить когда вычисляют в уме что то, либо не могут читать и т.п., поскольку эта часть мозга уже занята вычислениями.

Также, в книге Мандельброт упоминает что "видел в уме" визуально решение задач, и лишь затем переводил свое "видение задачи", в общепринятую математическую символьную форму, т.е. он не использовал общепринятую символьную формулы в самом процессе мышления, а использовал формулы только для общения с другими. Как мы например когда нужно написать что то на Китайском, сначала думаем на русском, а затем переводим уже готовый текст на Китайский.

И ряд других математиков, Понтрягин например.

Насколько я понимаю, у разных людей разные области мозга имеют разный размер, и соответственно если генетически заложенных "мощностей" не хватает, то тут уже ничего не поделаешь.

Но, помимо этого может быть различное представление, и например задействовать для решения визуальную часть мозга, это одна из самых мощных областей в мозгу, может быть намного лучше чем скажем речевую которая меньше.

Собственно вопрос - есть ли исследования по этой теме, какой оптимальный способ мышления. И, если ты изначально, случайно, научился использовать один метод, как переучиться на более оптимальный? Какие конкретные упражнения?

-- 26.02.2025, 06:52 --

Аналогия с рисованием, можно рисовать по разному а) (плохо) символьно, дом квадратик, лицо круг с кружками глазами и линией рта б) (чуть лучше) двухмерно, уже рисуя картину, как плоскую фотографию, передавая цвет и форму, но все равно ошибаясь с пропорциями и композицией в) видя не рисунок, а 3х мерную сцену существующую за листом бумаги, которая простирается за пределы листа и ее можно менять угол просмотра и т.п., и на которую мы смотрим через лист как через маленькое окошко, и соответственно рисование это просто обвод карандашем контуров проекции этой 3х мерной сцены на лист.

И одно из упражнений, это нарисовать сотни или тысячи разнообразных параллелепипедов, их комбинаций и пересечений, несколько недель, пока мозг не осознает что от него требуется и не научится переключаться из символьного режима в 3х мерный (использовать другую часть мозга). И, осознавать что на первых порах включение новой 3х мерной системы, рисунок первое время будет хуже чем на старой символьной, но затем радикально улучшится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решать в уме, улучшить память и понимание
Сообщение26.02.2025, 09:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
11256
Упражнения точно помогают

 Профиль  
                  
 
 Re: Решать в уме, улучшить память и понимание
Сообщение28.02.2025, 19:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7259
Brizon в сообщении #1676488 писал(а):
И одно из упражнений, это нарисовать сотни или тысячи разнообразных параллелепипедов, их комбинаций и пересечений, несколько недель, пока мозг не осознает что от него требуется и не научится переключаться из символьного режима в 3х мерный (использовать другую часть мозга).

Пробовали? Каковы успехи?
Brizon в сообщении #1676488 писал(а):
И, осознавать что на первых порах включение новой 3х мерной системы, рисунок первое время будет хуже чем на старой символьной, но затем радикально улучшится.

То, что рисунок улучшится, верю. А вот, вырастут ли математические способности, большой вопрос. Ждём подтверждения теории опытом. ИМХО, рисуя параллелепипеды, вы тренируете навык рисования параллелепипедов, а не навык решать математические задачи.

Попробуйте порешать задачи, где возможно нужен навык геометрического видения объектов. Возьмите трёхмерный интеграл с хитрыми пределами. Попробуйте не делая чертежа сделать в нём замену порядка интегрирования. Если вы интересуетесь вероятностными науками, эта тема будет вам близка.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решать в уме, улучшить память и понимание
Сообщение01.03.2025, 18:04 


08/01/25
18
Цитата:
вы тренируете навык рисования параллелепипедов, а не навык решать математические задачи
Я привел этот пример как тренировку навыков рисования, как пример, для вопроса - есть ли подобные упражнения для математики.

Я по образованию инженер, системы автоматич управления. Задачи всякие я 5 лет решал :), правда без трехмерных интегралов, конечно чем больше решаешь тем лучше, но как то... медленно прогресс был :).

Упражнения конечно важны и нужны. Но интересно также как мы мысленно представляем базовые концепции - числа, простые функции, операции с ними. Может были исследования, например какие зоны мозга активируются у талантливых математиков в сравнении с обычными людьми и т.п. И упражнения - специальные, где целью именно сломать старые механизмы мышления и заменить новыми.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решать в уме, улучшить память и понимание
Сообщение01.03.2025, 18:38 
Заслуженный участник


07/08/23
1399
Насколько я понимаю, профессиональные математики специально не тренируются, только решают задачи из своей области и читают литературу. Если решать много алгебраических уравнений и неравенств, можно научиться быстро и без ошибок делать алгебраические преобразования. А если прочитать книжки по комбинаторной геометрии и порешать упражнения, то разовьётся геометрическое мышление (не обязательно в виде визуальных образов, речь может идти и про многомерные конструкции, и даже бесконечномерные).

 Профиль  
                  
 
 Re: Решать в уме, улучшить память и понимание
Сообщение02.03.2025, 13:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7259
Brizon в сообщении #1677129 писал(а):
Упражнения конечно важны и нужны. Но интересно также как мы мысленно представляем базовые концепции - числа, простые функции, операции с ними.

Что касается чисел, то я их мысленно не представляю никак. А зачем? Число - это абстракция. Можно себе представить пять яблок или пять конфет. А зачем себе представлять число "пять"? Что касается простых функций - синус, тангенс, логарифм, экспонента и т.д., то, как они выглядят, конечно надо себе представлять. И это помогает при решении задач. Но вроде это вопрос как-бы стандартный и непонятно, какие тут могут быть расхождения у разных людей.
Brizon в сообщении #1677129 писал(а):
Может были исследования, например какие зоны мозга активируются у талантливых математиков в сравнении с обычными людьми и т.п.

Читал я про одно такое исследование. Людей просили решать в уме простые математические задачи. Не помню уже каким-то образом следили за активностью разных зон мозга. Оказалось, что у профессиональных математиков активность различных зон мозга была при решении задач сильно понижена по сравнению с обычными людьми. Их мозг работал экономно.
Brizon в сообщении #1676488 писал(а):
Собственно вопрос - есть ли исследования по этой теме, какой оптимальный способ мышления. И, если ты изначально, случайно, научился использовать один метод, как переучиться на более оптимальный? Какие конкретные упражнения?

Brizon в сообщении #1676488 писал(а):
Какие конкретные упражнения?

Brizon в сообщении #1677129 писал(а):
И упражнения - специальные, где целью именно сломать старые механизмы мышления и заменить новыми.

Я думаю, что если была какая-то специальная методика, как конкретно думать оптимально и какие для этого нужно делать упражнения, то она была бы общеизвестной, и все бы её использовали. Думаю, что какого-то волшебного средства для оптимизации мышления нет. Хотя какие-то частные советы в этой области есть.
Brizon в сообщении #1676488 писал(а):
Насколько я понимаю, у разных людей разные области мозга имеют разный размер

Это не должно смущать и не является препятствием для изучения математики. Вчера случайно натолкнулся вот на такой ролик.
Brizon в сообщении #1677129 писал(а):
И упражнения - специальные, где целью именно сломать старые механизмы мышления и заменить новыми.

Не думаю, что надо кардинально ломать старые механизмы и создавать совершенно новые. Для начала надо осознать свои слабые и сильные стороны и потихоньку начать хоть что-то улучшать (без фанатизма).

 Профиль  
                  
 
 Re: Решать в уме, улучшить память и понимание
Сообщение08.03.2025, 02:31 


24/03/09
670
Минск
В фильме "Золотой теленок", Корейко умножал в уме два трёхзначных числа в уме, за секунду.
Я когда был школьником, как то попробовал в уме тоже умножить два некруглых трехзначных числа, что то типа 357 умножить на 874, ну и тому подобное.
Выходило в среднем за 3 или 4 минуты. Но это я умножал, вообще не глядя на числа, то есть в уме,
гуляя по улице.
Если записать на бумажку числа и смотреть на них- тогда легче очевидно- т.к. часть цифр видны, и меньше времени нужно на переключение в памяти с одних на другие.

Кубик рубик, тоже пробовал сложить на время, зная стратегию но до этого не тренируясь особыми методиками на время. Выходило где то за 5 или 6 минут.

-- Сб мар 08, 2025 01:44:38 --

epros в сообщении #1676506 писал(а):
Упражнения точно помогают

Упражнения похоже, помогают почти во всём. Как то мозг перестраивается, что это становится интуитивно понятным, причём сознанию недоступно, почему именно.
Вот еще пример- я тренировался играть шахматный эндшпиль "король и ферзь против короля и ладьи".
Всего 4 фигуры и других фигур нет. Но позиций всего- всё равно миллионы, потому их все изучить нельзя.
Кто умеет играть в шахматы, и интересуется теорией, знает что этот эндшпиль всегда выигрывается сильнейшей стороной (за исключением изначально провальных позиций, типа вилка ладья нападает на короля и ферзя, и забирает сразу же ферзя).

Но строгой теории этого эндшпиля нет. Строгой описательно, как в случае например матования одинокого короля ладьёй, двумя слонами, или конем и слоном.

И если играть против мощной компьютерной программы эндшпиль "король и ферзь против короля и ладьи",
то выиграть исключительно трудно. Часто не под силу даже гроссмейстерам.
Общие рекомендации типа "оттесняйте короля и ладью на край доски", тут не помогают-
сталкиваешься с псевдо-цунгванговыми позициями, в которых лучшее продолжение совсем не очевидно.

Но потренировавшись пару недель, я стал чаще выигрывать этот эндшпиль, против компьютера с сильнейшей защитой.
Интуитивно стал чувствовать как бы, как лучше всего сыграть даже в таких неочевидных позициях.

Подобную тренировку давало и изучение функционального анализа, когда был студентом.
Сейчас я там уже мало что помню, ну общие принципы типа интеграла Лебега.
Но на тот момент чувствовал , что мозг как бы перестраивался, и я интуитивно представлял себе,
суть "измеримых множеств", "измеримых функций", и прочих понятий, и доказательства многих теорем,
становились понятными.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решать в уме, улучшить память и понимание
Сообщение08.03.2025, 15:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7259
Skipper в сообщении #1677804 писал(а):
Упражнения похоже, помогают почти во всём. Как то мозг перестраивается, что это становится интуитивно понятным, причём сознанию недоступно, почему именно.
Вот еще пример- я тренировался играть шахматный эндшпиль "король и ферзь против короля и ладьи".
Всего 4 фигуры и других фигур нет. Но позиций всего- всё равно миллионы, потому их все изучить нельзя.

Тут возникают несколько вопросов. Первый, насколько принципы совершенствования в шахматах аналогичны принципам совершенствования в математике? На мой взгляд, между проблемой выбора лучшего продолжения в шахматах и проблемой решения математической задачи много общего. И как это совершенствование происходит, тоже неясно. И там и там идёт настройка нейронных сетей. Возможно даже прорастают новые связи между нейронами. На мой взгляд, если в детстве интересоваться шахматами, то это как-то оказывает положительное влияние на общее интеллектуальное развитие. То есть, шахматы можно отнести к развивающим играм.

Но тут возникает более важный вопрос. То, что упражнения помогают, понятно. Вопрос, как именно выбрать оптимальные на данный момент упражнения? У меня уровень шахматной игры не сильно высок. И я понимаю, что для меня тренировать эндшпиль "ферзь против ладьи" абсолютно бесполезно. В моих партиях вопрос, кто выиграет, решается обычно задолго до перехода в именно такой эндшпиль. Гораздо более интересны для меня эндшпили, где пешек много.

Тут стоял вопрос о подключении "визуальной части мозга". Да, считая в уме возможные варианты в эндшпиле не двигая фигурами, мы тренируем эту "визуальную часть". И это хорошо, что она тренируется и развивается. Но она отнюдь не заменит ту часть мозга, которая ответственна за интуитивную оценку позиции. Так что с тезисом, что одна часть мозга может взять на себя функции другой (в случае, если та вторая недостаточно развита), я не согласен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решать в уме, улучшить память и понимание
Сообщение08.03.2025, 18:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7259
Skipper в сообщении #1677804 писал(а):
В фильме "Золотой теленок", Корейко

Поскольку вспомнили Ильфа и Петрова, позволю себе выложить ссылку на знаменитую лекцию известного гроссмейстера (специалиста по комбинациям :D ). В конце лекции чётко говорится о том, что сами по себе лекции мало что дают. Важна практика. От себя добавлю - при этом знания, полученные на лекции (или прочитанные в книге) преобразуются в умения и навыки. Думаю, что тут информация из оперативной памяти мозга переходят в долговременную. Знания - это о том, что и как устроено. Важно это нам или нет - мозгу сразу непонятно. А умение и навык - это о том, что, как и когда надо делать. Мозг понимает, что это гораздо важнее для него. И поэтому такая информация усваивается и запоминается гораздо лучше. Она для мозга более естественна.

-- Сб мар 08, 2025 18:50:23 --

Skipper в сообщении #1677804 писал(а):
Общие рекомендации типа "оттесняйте короля и ладью на край доски", тут не помогают

Вот-вот! От знаний до навыков и умения дистанция.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решать в уме, улучшить память и понимание
Сообщение13.03.2025, 06:59 


08/01/25
18
Цитата:
Но вроде это вопрос как-бы стандартный и непонятно, какие тут могут быть расхождения у разных людей.
Разные люди могут по разному представлять вычисления, Фейнман рассказывает о своем эксперименте как он это обнаружил что когда считаешь в уме он не может говорить но может читать, в то время как его друг когда считал в уме мог говорить, но не мог читать. Потому что они задействовали разные зоны мозга для счета в уме, и пока они считали в уме эта часть мозга была недоступна для других задач. Он рассказывает про это, начинается с 2:50, есть русские субтитры https://youtu.be/Cj4y0EUlU-Y?si=Kqglnz7i8FfgNy8U&t=170

-- 13.03.2025, 07:01 --

Эту штуку не переключить просто делая больше работы и решая больше задач. Часть мозга уже научившаяся решать будет постоянно браться за решение, хотя могут существовать другие зоны мозга более способные к решению этой задачи, но пока еще не умеющие это делать и неактивные. Наверно нужны упражнения вроде - специально загрузить например аудио систему какой то отвлекающей задачей, чтобы она не смогла включиться, и попытаться посчитать или решить мат задачу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решать в уме, улучшить память и понимание
Сообщение13.03.2025, 18:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7259
Brizon в сообщении #1678299 писал(а):
Разные люди могут по разному представлять вычисления, Фейнман рассказывает о своем эксперименте как он это обнаружил

К сожалению в ролике по вашей ссылке русские субтитры у меня не получились. А мой английский слишком слабый для понимания беглой разговорной речи. Вот нашёл такой ролик . Есть тайм-коды. С 55-й минуты разговор идёт про способы думать. Подчёркивается мысль, что способы мышления у разных людей очень разные. Это нормально и думаю, что общеизвестно. Было бы странно, если бы все люди думали одинаково :-)
Brizon в сообщении #1678299 писал(а):
Эту штуку не переключить просто делая больше работы и решая больше задач.

Пишите, как у вас реально получается. Вашу идею считаю довольно спорной. На себе экспериментировать не берусь (побаиваюсь). А то переключишься не на тот отдел мозга (а назад вернуться не сможешь), так вообще останешься не совсем умным :cry: Вообще думаю, что коренным образом изменить что-то в себе после лет 20-ти крайне трудно. Не каждому это дано. Народная мудрость - "В 20 лет ума нет - и не будет..." :lol: А по мелочи - почему нет? Можно, например, научиться лучше решать задачи, которые раньше не решались.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group