2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Как найти учебник
Сообщение18.01.2025, 10:06 
Заслуженный участник


18/01/15
3263
Недавно видел на форуме очередную тему человека, просящего советов по самообразованию. Таких тем, на самом деле, на форуме тьма. Почитал то, что он еще десять лет назад писал --- ну просто крик души. В связи с этим, хочу рассказать кое-что из своего опыта.

Как известно, почти вся существующая научная и учебная литература --- на английском.

(Оффтоп)

Это совсем не значит, что, прежде чем изучать какую-то математику, надо очень хорошо овладеть английским. До некоторого уровня есть много отличных книг на русском, а некоторые шедевры, в мировом масштабе, так только по русски и есть, и на английский так и не переведены (отклоняясь от темы: среди отечественных шедевров, таки переведенных на английский и немецкий -- учебники Шафаревича по теории чисел и алгебраической геометрии). Например, трехтомник Фихтенгольца. Кострикин по алгебре тоже очень хорош, но все же не так блестящ. Есть и много других очень хороших, так что, в рамках базовых предметов первых 5-7 лет обучения, английский в общем и не нужен. И, с другой стороны, много хороших зарубежных книг переведены на русский. Так что не кидайтесь на английский зазря.
Тем не менее, кое-что важное, процентов 2-3, оно на немецком и французском. Незнание этих двух языков мне периодически доставляло трудности. И вот, наконец, недавно эти трудности достигли такой величины, что мне пришлось-таки браться за немецкий.

Несколько десятилетий назад я уже пытался начать учить немецкий, занимался по известному самоучителю Носкова, но через пару месяцев забросил. В этот раз я опять сначала начал заново учить по Носкову. Но вскоре заметил, что что-то не то.

Во-первых, у Носкова ориентация на налаживание личных контактов между людьми и путешествия и т.д. Много разной лексики, коммуникативно-бытовой, формул вежливости типа спасибо-пожалуйста-извините, и т.д. А грамматика рассказывается кратко, а упражнений вообще мало. В общем, это не так учебник, как расширенный разговорник.

В общем, пройдя дней за пять где-то треть Носкова (в этот раз я занимался гораздо интенсивнее, чем когда-то в молодости), понял я, что это не то, что мне надо. Можно было бы пойти по пути "дотумкаем Носкова, благо он сравнительно прост, а потом уж подумаем, как дальше улучшать свои знания". Но каким-то мне это занятие показалось неэффективным, допустим, в сравнении с учебником Бонк по английскому. Плохо отвечающим моим потребностям. Поэтому я попытался найти что-то получше.

Методика поисков следующая. Заходим в либген, вводим в поиск ключевые слова, скажем "немецкий". И смотрим, что либген выдал. 95 процентов выдачи --- сразу по названию понятно, что это не то, что мне надо. Большая часть там --- это вообще методические разработки провинциальных вузов. А зачем мне специализированная лексика из агротехнического института ?

Дальше, я как-то догадался, что желательно смотреть на книги (а) толстые, (б) изданные при Советской власти еще, притом (в) в центральном издательстве. Скачал таких штук 20. Кое-что скачал и более современное, но тоже толстое. Я взял за аксиому, что коротким хороший учебник быть не может.

В те, которые скачивал, заглядывал внутрь. Если там грамматических объяснений еще меньше, чем в Носкове (а это видно за две минуты), или если есть, но непонятно (для меня) написаны --- больше его не рассматривал, ясно, что не то. В общем, несколько десятков, штук 30--50, так скачал и внутрь заглянул, и заняло у меня это порядка полсуток. А что значит "внутрь заглянул" ? Значит, полистал несколько минут, может полчаса, и чисто интуитивно прикинул, идёт мне данная книга, или нет ?

И нашел нечто лучше Носкова, а именно: Козырева, Козьмин, Начинаем изучать немецкий язык. Это начальный курс для научно-технических студентов, рассчитанный на семестр. Там хорошие объяснения и упражнения, но, увы, лимитированные временем. Но в пределах того, как можно изучить немецкий за семестр, две пары в неделю и еще 5 часов дома, это, наверное, лучшее, что может быть. Лучше уж, по-моему, просто невозможно по времени. Хорошая книжка, в общем. Я ее дней 10 проходил, прошел 8 уроков из 12.
Но все-таки она у меня стала вызывать сомнения. Маловато там грамматики, объяснений и упражнений. И многовато ненужной мне ситуативной лексики. Ситуативный, а не академический, стиль --- бог с ним. А вот что упражнений маловато, и как-то слишком всё галопом по Европам разворачивается --- это плохо. Грамматика из-за этого не успевает в мозг впечататься. В общем, опять я начал искать.

И таки нашел нечто, что на настоящий момент меня вполне устраивает: Липеровская, Москальская, Самоучитель немецкого языка. Книга очень старая, 1961 год. Реалии, которые там фигурируют, типа комсомольцы и ручка с железным пером, которую макают в чернильницу, нынче могут показаться диковаты. Но насчет того, как там дается грамматика, эта книжка меня, интуитивно, вполне устраивает. Возможно, что после того, как я ее проработаю (наверное, за несколько месяцев), у меня эта грамматика врастет в мозги до конца жизни.

Какова мораль сей басни (для самообразущихся) ?
1) Уделите время розыску в либгене того, что вам понравится и будет понятно. Не экономьте слишком сильно время на этом поиске, даже если придется просмотреть сотню книжек.

2) Если чувствуете, что книга, которую в настоящий момент изучаете, какая-то не та --- попытайтесь найти получше. Не цепляйтесь за нее во что бы то ни стало, типа, "если что-то начато, непременно надо это закончить !". Я, как описано, не терзался книгу бросить, хотя на ее изучение уже потратил десять дней по несколько часов в день.

Можно еще кое-что добавить, но пока так.

И, да, еще. Школьные учебники в моем случае были бы без пользы, потому что там объяснений нет.

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение18.01.2025, 14:22 
Админ форума


02/02/19
2728
 i  Тема перемещена из форума «Помогите решить / разобраться (М)» в форум «Вопросы преподавания»
Причина переноса: в более подходящий раздел.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group