Если решитесь завести отдельную тему, я бы почитал и что-нибудь тоже там написал (поделился бы, так сказать, некоторыми впечатлениями от ЕГЭ). В принципе, это интересно.
Ну вот, решаюсь.
ЕГЭ в качестве эксперимента начался в 2001 году. С 2009 года стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. С тех пор, как говорится, много воды утекло.
Изначально, с момента своего появления, ЕГЭ имел множество противников. Претензии, которые к нему предъявлялись, были вполне обоснованы. Особенно это касалось пресловутой «части А», которая позволяла набрать некоторое (немалое) количество баллов простым «проставлением крестиков». Даже ставя «крестики» наугад можно было заработать какие-то баллы. И это, конечно, не было похоже на реальный экзамен: скорее, дурная пародия на него.
Однако от «крестиков» давно отошли, и, по-моему, ранее всего — в ЕГЭ по математике. Структура ЕГЭ менялась, но игры в угадайку не стало. С этого момента ЕГЭ по математике превратился, на мой взгляд, в почти полноценный экзамен.
Совсем полноценным, я полагаю, он стал тогда, когда произошло «расщепление» ЕГЭ по математике на два уровня: базовый и профильный. Действительно, будущим переводчикам или, скажем, историкам совершенно ни к чему знать математику на том же уровне, что и будущим математикам либо технарям. Учёт этого обстоятельства позволил не только упростить экзамен для гуманитариев, но и усложнить, усовершенствовать его для «физиков» (в смысле, для тех, кто не «лирики»).
Занимаясь со школьниками ряд лет по сборникам демоверсий ЕГЭ (они плавно меняются год от года), я стал свидетелем следующих изменений, которые мне нравятся:
1. Изменился в лучшую сторону стиль задач по геометрии. Даже геометрические задания из первой части ЕГЭ теперь, как правило, не «на одну формулу», а «на комбинацию формул». Что же касается геометрических задач из второй части (их две: стереометрическая и планиметрическая), то это уже подлинные экзаменационные задачи, ничуть не уступающие большинству геометрических задач из вступительных экзаменов в ВУЗы советских времён. И зачастую превосходящие их. Нет, если ограничиться рассмотрением задач вступительного экзамена Мехмата МГУ, то, конечно, я неправ. Но если посмотреть на то, что предлагалось на вступительных экзаменах самых различных ВУЗов — тогда геометрические задачи ЕГЭ, как правило, в выигрыше. И ещё такое наблюдение. Если сколько-то лет назад сложность планиметрической задачи из второй части ЕГЭ в значительной степени определялась лишь тем, что необходимо рассмотреть два случая и сделать два разных чертежа (скажем, рассматриваемый треугольник может быть остро- или тупоугольным, и это как-то отражалось на ходе доказательства), то теперь усложнение достигается по-другому. Сначала фигура задана не полностью (скажем, с точностью до подобия), и нужно исходя лишь из имеющихся данных что-то доказать. А затем вводится дополнительная информация: дополнительно известен какой-нибудь отрезок или угол, и нужно что-то вычислить. Такой способ усложнения задачи мне нравится больше.
2. Совсем недавно появились отдельные задания на векторы (ныне 2-я задача ЕГЭ). Пусть несложные, но вынуждающие школьника не пренебрегать этой темой.
3. Несколько лет назад появилась задача такого рода: даны фрагменты графиков одной или двух функций (обычно с отмеченными на них точками, что исключает неоднозначное прочтение условия задачи), и нужно ответить на какой-нибудь вопрос. Например, где графики пересекутся повторно (если их два), или чему равно значение функции, допустим при
(если график один). В школе подобному практически не учат, тут нужно разбираться самостоятельно. (Сейчас это задача № 11).
4. Если ещё не очень давно в ЕГЭ входила одна задача по теории вероятностей, то теперь их две (ныне 4-я и 5-я). Первая из них обычно на классическое определение вероятности, иногда на геометрическую вероятность или на простейшие свойства вероятности. Другая посложнее: на использования теорем сложения или умножения, на формулу полной вероятности или на условную вероятность.
5. Если ещё не очень давно присутствовала одна задача на производную или первообразную, теперь таких задач тоже две. Первая (в ЕГЭ 8-я) — на геометрический или физический смысл производной либо на нахождение производной по графику функции и изображению касательной, вторая (12-я) — на исследование функции (максимумы, минимумы, наибольшее/наименьшее значение функции на отрезке).
6. Некоторое время назад появилась «экономическая» задача (ныне 16-я) — обычно на вклады или платежи. Иногда — на дискретную оптимизацию (оптимальное распределение ресурсов, как правило, дискретных). Если это задача на платежи, то очень важно уметь правильно считать в столбик (для большинства реальных школьников это становится реальной проблемой уже с середины школы). Если на оптимизацию, то считать нужно меньше, а думать больше. Стиль этих задач тоже меняется. Поначалу было что-нибудь вроде: процентная ставка такая-то, долг уменьшается равномерно, если брали такую-то сумму на столько-то месяцев/лет, то сколько в итоге придётся заплатить? Теперь, как правило, посложнее: первые три года ставка была такая-то, потом ещё три года такая-то, и долг уменьшался равномерно, а в самом конце — два равных платежа. И чему же они равны, если брали в долг столько, а в итоге выплатили столько? Ну, или что-нибудь подобное. Далеко не каждый реальный школьник такое решит в условиях цейтнота на экзамене.
7. Отдельно хочется сказать о задаче с параметром (18-я). Если раньше для её решения зачастую хватало каких-нибудь простых соображений (заметим, что функция чётная или строго монотонная или ограниченная…), то теперь подобных соображений сильно недостаточно. Обычно задача с параметром решается либо графически — тут нужно научиться уверенно и правильно строить графики уравнений, — либо аналитически: перепишем уравнение вот так и примем вот эту группу символов за новую переменную, либо выразим
из второго уравнения и подставим в первое, ну, или что-нибудь ещё. В общем, вряд ли решишь на экзамене за ограниченное время, если всерьёз не готовился.
Пожалуй, пока ограничусь сказанным. Думаю, что и эти замечания показывают: ЕГЭ по математике совершенствуется, а не упрощается.
Возражения принимаются