2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение26.02.2024, 22:21 


08/05/08
954
MSK
Вроде бы простой вопрос, но запутался.
Пусть перегибаем прямоугольник через точку пересечения диагоналей. Как сгибать и находить новое положение вершин, вроде понятно. А вот как реализовать такой процесс для сферического прямоугольника?
Понимаю, что согнуть такой сферический прямоугольник без деформации не получится. А какие могут быть преобразования для получения результата?
Например, может быть получить зеркальное отражение той, части, которая "загибается", а потом ее "наложить" на диагональ сферического прямоугольника, по которой как бы "перегибали"?
Есть ли какие-то идеи?

Если представить, что сферический прямоугольник из эластичного материала, то сгибаемую часть начинаем перегибать, она деформируется, далее выворачиваем "наизнанку и накладываем на недеформированную часть.
Как это все можно описать наиболее простым способом?

 Профиль  
                  
 
 Re: Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение26.02.2024, 22:27 
Заслуженный участник


07/08/23
1098
А что такое сферический прямоугольник? Четырёхугольник с таким же набором симметрий?

Если вам это нужно для каких-то повседневных приложений, то, возможно, и без деформаций можно сгибать (с сохранением внутренней метрики). А если это из области элементарной сферической геометрии, то про деформации, метрики и сгибания можно забыть и работать с движениями сферы, в данном случае с отражениями относительно больших окружностей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение26.02.2024, 22:31 


08/05/08
954
MSK
dgwuqtj в сообщении #1631051 писал(а):
А что такое сферический прямоугольник? Четырёхугольник с таким же набором симметрий?

Если вам это нужно для каких-то повседневных приложений, то, возможно, и без деформаций можно сгибать (с сохранением внутренней метрики). А если это из области элементарной сферической геометрии, то про деформации, метрики и сгибания можно забыть и работать с движениями сферы, в данном случае с отражениями относительно больших окружностей.

Мне надо посчитать площадь, которая получается "при сгибании" сферического прямоугольника (площадь соприкасающихся частей). Не понимаю, как находить конечное положение вершин прямоугольника.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение26.02.2024, 22:54 
Заслуженный участник


07/08/23
1098
Отражение относительно большой окружности очень легко находить в декартовых координатах. И вершины вам не нужны, нужны только уравнения сторон (ну, или их поляры) пересечения с учётом порядка обхода и ориентации, потому что площадь считается через углы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение27.02.2024, 23:00 


08/05/08
954
MSK
dgwuqtj в сообщении #1631055 писал(а):
Отражение относительно большой окружности очень легко находить в декартовых координатах. И вершины вам не нужны, нужны только уравнения сторон (ну, или их поляры) пересечения с учётом порядка обхода и ориентации, потому что площадь считается через углы.


Пусть $a$, $b$ стороны сферического прямоугольника, обозначим в нем внутренний угол через $\theta$.
Тогда площадь $S=R^{2}(\theta+\theta+\theta+\theta - 2\pi)=R^{2}(4\theta - 2\pi)$ (здесь $R$ - радиус сферы). Правильно?
Если в прямоугольных координатах: центр сферы пусть в начале координат. Вершины:
$$
v_{1} = (A, B, C),\qquad
v_{2} = (A, -B, C),\qquad
v_{3} = (A, -B, -C),\qquad
v_{4} = (A, B, -C).
$$
Также имеем сферы соотношение: $A^{2} + B^{2} + C^{2} = R^{2}$.
Во-первых, как найти зависимость между $\theta$ и сторонами $a$, $b$?
Во-вторых, как находить отражение при "сгибании" по дуге, проходящей через центр сферического прямоугольника?
Про уравнение сторон - пока не понял. Можно подробнее, с примером?

 Профиль  
                  
 
 Re: Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение27.02.2024, 23:44 
Заслуженный участник


07/08/23
1098
Можно найти поляры к сторонам, это $\frac{v_1 \times v_2}{|v_1 \times v_2|} = \frac{(C, 0, -A)}{\sqrt{A^2 + C^2}}$, $\frac{v_2 \times v_3}{|v_2 \times v_3|} = \frac{(B, A, 0)}{\sqrt{A^2 + B^2}}$, $\frac{v_3 \times v_4}{|v_3 \times v_4|} = \frac{(C, 0, A)}{\sqrt{A^2 + C^2}}$ и $\frac{v_4 \times v_1}{|v_4 \times v_1|} = \frac{(B, -A, 0)}{\sqrt{A^2 + B^2}}$. Далее, угол между сторонами - это дополнительный угол к расстоянию между их полярами (если ориентировать стороны одинаково), то есть $\cos \theta = -\frac{(C, 0, -A)}{\sqrt{A^2 + C^2}} \cdot \frac{(B, A, 0)}{\sqrt{A^2 + B^2}} = -\frac{BC}{\sqrt{A^2 + B^2} \sqrt{A^2 + C^2}}$. Видно, что сам $\theta$ тупой, так что знак правильный. Площадь у вас написана правильно.

А дальше вы берём поляру $p = (0, X, Y)$ к прямой, относительно которой сгибаете (где $X^2 + Y^2 = R^2$), отражение задаётся формулой $u \mapsto u - 2 p (x \cdot p)$. Можете применять его к вершинам, можете сразу к полярам сторон. Только в случае со сторонами надо следить за ориентацией, ну и понимать, какие именно стороны ограничивают пересечение (там треугольник или пятиугольник в общем положении, кажется), а также в каком порядке.

Если вдруг захотите это делать в геометрии Лобачевского, в принципе всё то же самое, только вместо сферы гиперболоид и в формулах добавляются знаки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение28.02.2024, 22:42 


08/05/08
954
MSK
dgwuqtj в сообщении #1631172 писал(а):
Далее, угол между сторонами - это дополнительный угол к расстоянию между их полярами (если ориентировать стороны одинаково), то есть $\cos \theta = -\frac{(C, 0, -A)}{\sqrt{A^2 + C^2}} \cdot \frac{(B, A, 0)}{\sqrt{A^2 + B^2}} = -\frac{BC}{\sqrt{A^2 + B^2} \sqrt{A^2 + C^2}}$. Видно, что сам $\theta$ тупой, так что знак правильный. Площадь у вас написана правильно.

Учитываем: $\frac{(C, 0, -A)}{\sqrt{A^{2} + C^{2}}} = \frac{(C, 0, -A)}{\sqrt{R^{2} - B^{2}}}$,

$\frac{(B, -A, 0)}{\sqrt{A^{2} + B^{2}}} = \frac{(B, -A, 0)}{\sqrt{R^{2} - C^{2}}}$.

Получается, что $\cos\theta =\frac{B}{\sqrt{R^{2} - B^{2}}}\, \frac{C}{\sqrt{R^{2} - C^{2}}}$

Пусть $2\varphi_{1}$ угол между $v_{1}$ и $v_{2}$, $a = 2R\varphi_{1}$ - длина соответствующей стороны сферического прямоугольника, $\varphi_{1} = a/(2R)$, и $B/R = \pm\sin\varphi_{1}$.
Аналогично определим
$2\varphi_{2}$ между $v_{1}$ и $v_{4}$, $b = 2R\varphi_{2}$, $C/R = \pm\sin\varphi_{2}$.

В итоге $$
\cos\theta
  = \frac{B}{\sqrt{R^{2} - B^{2}}}\, \frac{C}{\sqrt{R^{2} - C^{2}}}
  = \pm \tg\frac{a}{2R} \tg\frac{b}{2R}.
$$
Площадь в зависимости от сторон $a$, $b$ сферического прямоугольника
$S= R^{2}(4\theta - 2\pi)  = R^{2}(2\pi - 4\arccos(\tg\frac{a}{2R} \tg\frac{b}{2R}))$. Вроде так?

Поясню, интересует вопрос нахождения площади пересечения при сгибании сферического прямоугольника - и далее проанализировать, под каким углом сгибать, чтобы минимизировать пересечение.
Если бы сгибали прямоугольник на плоскости, например длинный, то сгибали бы под углом $\frac{\pi}{4}$ ( а есть ли подобная ситуация для сферы?). И да, на плоскости будут возникать пятиугольники, треугольники, четырехугольники. А что со сферой?

 Профиль  
                  
 
 Re: Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение28.02.2024, 23:47 
Заслуженный участник


07/08/23
1098
Вообще $\sin \varphi_i > 0$, так что там знаки не нужны. А вот $\cos \theta < 0$, так что формулу для площади надо менять.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение29.02.2024, 16:51 


08/05/08
954
MSK
dgwuqtj в сообщении #1631288 писал(а):
Вообще $\sin \varphi_i > 0$, так что там знаки не нужны. А вот $\cos \theta < 0$, так что формулу для площади надо менять.

С учетом $\cos \theta < 0$, расписываю так:
$$
\cos\theta
  = -\frac{B}{\sqrt{R^{2} - B^{2}}}\, \frac{C}{\sqrt{R^{2} - C^{2}}}
  = -\tg\frac{a}{2R} \tg\frac{b}{2R}.
$$

$S= R^{2}(4\theta - 2\pi)  = R^{2}(4(\pi-\arccos(\tg\frac{a}{2R} \tg\frac{b}{2R}))-2\pi)=R^{2}(2\pi - 4\arccos(\tg\frac{a}{2R} \tg\frac{b}{2R}))$.
Где-то ошибка?

 Профиль  
                  
 
 Re: Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение29.02.2024, 19:24 
Заслуженный участник


07/08/23
1098
Нет, это я невнимательно прочитал. У вас всё верно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение29.02.2024, 21:55 


08/05/08
954
MSK
dgwuqtj в сообщении #1631172 писал(а):
А дальше вы берём поляру $p = (0, X, Y)$ к прямой, относительно которой сгибаете (где $X^2 + Y^2 = R^2$), отражение задаётся формулой $u \mapsto u - 2 p (x \cdot p)$. Можете применять его к вершинам, можете сразу к полярам сторон. Только в случае со сторонами надо следить за ориентацией, ну и понимать, какие именно стороны ограничивают пересечение (там треугольник или пятиугольник в общем положении, кажется), а также в каком порядке.

Пока не очень понял, и, наверное, с полярами.
"Перегибать" сферический прямоугольник мне нужно (по аналогии с плоским случаем) через его "центр" (точку пересечения диагоналей - совпадает ли с центром?) под каким-то углом $\alpha$. Могли бы, пожалуйста, пояснить детальнее, как задается отражение, как применить для нахождения вершин, поляр?

Вот для плоского прямоугольника понятно: находим зависимость площади пересечения от угла перегиба. Далее исследуем функцию на минимум с учетом геометрии пересечения (пятиугольник, треугольник).
А нет ли какого-то отображения, чтобы свести решение к плоскому случаю, а потом вернуться к исходному?

 Профиль  
                  
 
 Re: Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение29.02.2024, 23:25 
Заслуженный участник


07/08/23
1098
e7e5 в сообщении #1631406 писал(а):
Могли бы, пожалуйста, пояснить детальнее, как задается отражение, как применить для нахождения вершин, поляр?

Ну вот вы берёте $p = (0, R \cos \alpha, R \sin \alpha)$ и по формуле смотрите, куда перейдут вершины и полюса сторон (я всё напутал в терминологии, поляра - это прямая по отношению к своему полюсу). В частности, $R \frac{v_1 \times v_2}{|v_1 \times v_2|}$ перейдёт в $\frac{(RC, 0, -RA)}{\sqrt{A^2 + C^2}} - 2 (0, R \cos \alpha, R \sin \alpha) (\frac{(C, 0, -A)}{\sqrt{A^2 + C^2}} \cdot (0, \cos \alpha, \sin \alpha)) = \frac{(RC, RA \sin 2 \alpha, -RA \cos 2 \alpha)}{\sqrt{A^2 + C^2}}$, ну и так далее. Потом находите углы между полюсами (то есть углы между сторонами нужного вам многоугольника, с точностью до вычитания из $\pi$) и считаете площадь. Единственно, что это будет страшное выражение из арккосинусов, но вдруг у него экстремум ищется разумным образом.

К плоскому случаю вряд ли получится свести, по идее в сферическом случае все формулы и ответы устроены сложнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение04.03.2024, 23:05 


08/05/08
954
MSK
dgwuqtj в сообщении #1631172 писал(а):
А дальше вы берём поляру $p = (0, X, Y)$ к прямой, относительно которой сгибаете (где $X^2 + Y^2 = R^2$), отражение задаётся формулой $u \mapsto u - 2 p (x \cdot p)$.

Пожалуйста, поясните, как получилась формула, задающее отражение?

 Профиль  
                  
 
 Re: Перегибание на плоскости и подобная реализация на сфере
Сообщение05.03.2024, 15:22 
Заслуженный участник


07/08/23
1098
Отражение $S$ - это линейное отображение, которое сохраняет ортогональное дополнение к $p$ и переводит $p$ в $-p$. Значит, $S(x) = x + (x \cdot p) v$ для некоторого вектора $v$ (чтобы $S(x) - x$ обнулялось на плоскости $\{x \mid x \cdot p = 0\}$) и $S(p) = -p$. Подставив формулу для $S$ в последнее равенство, получим $v = -\frac{2p}{R^2}$.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group