Ну, когда за каждую решенную задачу капает 0.2, это все равно мотивирует )
На самом деле, рейтинговая система никого не мотивирует к освоению предмета. Я много лет её использовал, пока не понял, что она очень вредна.
Она мотивирует только к сдаче решённых задач. Кто-то решает самостоятельно, кто-то списывает у друга, кто-то у чат-бота. Но и те, кто решает самостоятельно, в итоге ставят себе цель набрать баллы, а не освоить предмет.
Точнее, даже так: набрать минимум баллов для получения желаемой оценки. Для некоторых студентов - занять первое-второе место.
Почитайте книгу Пинка "Драйв. Что на самом деле нас мотивирует". На многих примерах показывается, что если у человека есть интерес к какому-то занятию, вознаграждениями он сбивается, а не поддерживается. Это даже с зарплатой работает: люди работают тем эффективнее, чем реже им приходится задумываться о своей зарплате (то есть просто когда она достойная, поступает регулярно, от выполнения каких-то конкретных подзаданий не зависит). Во всяком случае, на творческих работах. Есть и множество других исследований на эту тему.
Рейтинговая система плоха тем, что она маскирует проблемы. Преподавателю хочется, чтобы его задачи выполнялись? - рейтинговая система в этом поможет. Но у студентов сформируется установка, что решают задачи они только для того, чтобы набрать баллы, а не для того, чтобы научиться чему-то полезному для себя.
Вы думаете, что без баллов студенты вообще не будут ничего решать? Тогда у вас проблемы, которые рейтинговая система не решает, а маскирует. Если студентам ваш предмет кажется ненужным, неинтересным, бесполезным - то они забудут его мгновенно после сдачи экзамена. Да скорее всего и до экзамена не научатся по-настоящему, а лишь натренируются решать задачи. Без интереса освоить что-то сложное невозможно. Вполне вероятно (но не факт!), что без рейтинговой системы результаты ваших студентов станут скромнее, зато они будут отражать реальную картину их обучения.
-- 19.02.2024, 12:52 --Обучение невозможно по принципу обмена "ты мне задачи, я тебе оценки". Обучение возможно только по принципу сотрудничества "хочешь научиться? тогда я тебе помогу, сделай для начала вот это".
-- 19.02.2024, 12:59 --К слову, отказ от рейтинговой системы часто приводит к пониманию, что и задачи студентам нужно предлагать другие. Кому-то проще, кому-то сложнее - но только такие, которые позволят студентам почувствовать, что они научились чему-то полезному или интересному. С рейтинговой системой можно задавать студентам задания, не думая и не объясняя, а зачем их вообще нужно делать; без рейтинговой системы так не получится.