Подобная тема уже была создана ранее. Создаю новую тему под номером 2, т.к. пытаюсь перевести обсуждение на новый уровень. Считаю, что в предыдущей теме несколько запутался ход мысли.
Оставляю ссылку на первую попытку обсуждения (на всякий случай):
Эффективное изложение информацииВ первой теме я ставил вопрос так:
как излагать информацию наиболее эффективно. Или еще правильнее задать вопрос так: как научиться определять, какая часть информации более полезна, а какая менее.
В этот раз я делаю предположение, пытаюсь ответить на свой же вопрос. Надеюсь на какое-то полезное обсуждение.
Итак, ответ мой такой:
Самая полезная информация о системе - это есть информация о её выходах (первостепенная информация), о входах (второстепенная информация) и о функциях, связывающих выходы с входами (третьестепенная информация).Где бы это моё теоретизирование могло пригодиться? Например, для технических писателей, которые на естественных языках описывают работу систем (как правило, программного обеспечения в совокупности с аппаратной частью). Далее я предлагаю представлять, что вся эта "теория" нужна именно для техписов, хотя этим применение явно не ограничивается. Например, для образовательной сферы это полезно - как писать понятные учебники и строить понятные лекции.
Деление информации на первостепенную, второстепенную и третьестепенную - это скорее всего нестрогий ход, но мне кажется, что в большинстве случаев это работает. Не работает это в тех случаях, когда у пользователя, читающего техдокументацию, имеется некоторый
тезаурус. Тезаурус пользователя - это его предшествующие знания о работе системы. Например, если человек раньше работал в Автокаде и переходит в Компас, то ему не требуется объяснять графические примитивы - точки, отрезки, дуги, преобразования - скопировать, перенести, растянуть, отзеркалить и т.д. Тезаурус способен сделать первостепенную информацию ненужной. Техписам следует учитывать тезаурус, иначе их изложение информации может оказаться крайне избыточным.
У пользователей есть общий тезаурус. Если человек получил высшее образование, то мы должны ожидать, что он умеет читать, писать, считать, имеет определенный словарный запас и т.п. Не требуется распинаться о том, что число
является константой, иррационально и примерно равно
.
Тезаурус включает в себя некоторую долю о первостепенной, второстепенной и третьестепенной информациях и может вплоть до полного уничтожения снизить полезность (прагматизм) информации.
До этого я излагался немного абстрактно, а теперь хочу перейти на более конкретный уровень.
Допустим переменные
- это
выходные переменные, которые не входят в тезаурус пользователя.
- это
выходные переменные из тезауруса пользователя.
- это
входные переменные, которые не входят в тезаурус пользователя.
- это
входные переменные из тезауруса пользователя.
Эффективно изложить информацию - это значит:
1. наикратчайшим способом обозначить набор переменных, которые являются
выходными для данной функции (системы),
2. указать тип данных (диапазон значений) для выходных переменных,
3. наикратчайшим способом обозначить набор переменных, которые являются
входными для данной функции (системы),
4. указать тип данных (диапазон значений) для входных переменных,
5. описать функцию, связывающую выходные переменные с входными.
Система может иметь описание вида:
Как видно, в этом примере изложена информация по п.1 и 3.
П. 2 и 4, в принципе, закрываются формулами Хартли и Шеннона.
А п. 5 - вроде неинтересен, ибо это третьестепенная информация.
Вот такая незаконченная и не до конца обоснованная теория. Что можно добавить или как перестроить?