2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Более эффективное решение учебных задач
Сообщение05.10.2023, 22:57 


26/06/15
74
Добрый день. Посоветуйте, пожалуйста, по такому вопросу: начал учиться в сентябре в НМУ, на первом курсе и тяжело идут листочки. Точнее, я не совсем понимаю, как эффективнее разделить время, сейчас решаю самостоятельно без подсматриваний куда либо до упора(кроме лекций естественно), потом если уж совсем в тупике нахожу подсказку в литературе или лекциях с других каналов в виде начала\идеи доказательства, далее опять самостоятельно терзаю, если снова в полном тупике, ищу подсказку побольше и так до победного. Но это занимает прям очень много времени, листочки появляются быстрее, чем решаю. И вот вопрос, какая стратегия лучше в плане обучения:
1) решать плюс-минус как сейчас и всё
2)решать так же, но только необходимую на зачёт половину задач
3) решать всё, но активнее пользоваться литературой

С одной стороны хочется всё сделать самостоятельно, а с другой доступное время и силы не бесконечны(выделяю по 3-4 часа в день), вот и решил спросить тут, как найти баланс между этим. На всякий случай, не первокурсник, закончил матфак в провинции лет 6 назад, работаю программистом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение06.10.2023, 09:18 
Заслуженный участник


13/12/05
4620
На мой взгляд нужно как можно больше пользоваться литературой. Если Вы найдете задачу в виде теоремы, и разберете её по учебнику (но только по-настоящему разберете и поймете), это будет эффективнее, чем решать самостоятельно. Не надо здесь стесняться или комплексовать. Увидели решение - разобрались, решаете следующие задачи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение06.10.2023, 10:26 
Аватара пользователя


11/12/16
14039
уездный город Н
seraphimt
Для успешного решения задач нужно всего два условия:
1. Усвоение теоретического материала. Как правило, теоретического материала, который даётся на лекциях, должно быть достаточно для решения задач в рамках того же курса..
2. Некоторые практические навыки по применению теоретического материала на практике, то есть к решению задач. Это даётся на семинарах.

Таким образом, если курс усваивается успешно, то для решения задач не требуется обращение к литературе (в идеале, даже к конспектам лекций).

У Вас получается, что курс усваивается неуспешно, или не в полной мере успешно - раз приходится постоянно обращаться к литературе.
А вот в чем заключается неуспешность, насколько эта неуспешность запущена (или находится в пределах нормы :wink:), и в чём её причина - из описания ситуации сейчас не очень понятно.

Расскажите подробнее - когда Вы обращаетесь к литературе при решении задач, то какую информацию Вы там ищете:
1. Перечитываете тему, к которой относится задача.
2. Ищете вполне конкретную формулу ("мне нужно выражение для лапласиана в сферических координатах, но я её не помню")
3. Ищите решение, а лучше разбор, аналогичной задачи.
4. что-то ещё
?

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение06.10.2023, 11:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
seraphimt в сообщении #1612620 писал(а):
сейчас решаю самостоятельно без подсматриваний куда либо до упора(кроме лекций естественно), потом если уж совсем в тупике нахожу подсказку в литературе или лекциях с других каналов в виде начала\идеи доказательства, далее опять самостоятельно терзаю, если снова в полном тупике, ищу подсказку побольше и так до победного
После решения таким способом — выясняется ли, что материала лекций было достаточно для решения? Или, наоборот, недостаточно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение06.10.2023, 12:06 


01/04/08
2822
seraphimt в сообщении #1612620 писал(а):
начал учиться в сентябре в НМУ

А какая у Вас конкретная цель обучения в НМУ?

Пишут о НМУ.
"На первую лекцию приходит сотни две желающих, а к началу следующего семестра их остается всего с десяток. К пятому же курсу не остается практически никого. Такие дела."

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение06.10.2023, 12:24 


07/08/16
328
seraphimt,
я бы Вам посоветовал поговорить на этот счёт либо с преподавателем, либо с ассистентом, с которым вы работаете (которому сдаёте листки). Я ходил когда-то туда на анализ и, собственно говоря, вопросы подобного толка обычно задавал преподавателю и получал исчёрпывающий ответ. То есть Вам могут сказать, что например какие-то листки могут быть важнее в следующем семестре, а какие-то листки (или задачи из них) носят на данный момент чисто факультативный характер и можно разбирать их в процессе решения следующих листков. Тут, конечно проблема, если вы дистанционно сдаёте, сложнее будет на такие околоучебные темы говорить, чем если бы Вы очно пришли и посоветовались. Просто обычно никто лучше самого преподавателя всё равно не знает, какую цель преследует тот или иной листок и задачи из него. В том смысле, что это же целая система обучения по листкам, а не просто какие-то наборы задач. Что пропустить сейчас, что можно пропустить вообще, а что нужно разобрать досконально -- определяется составителем листка, читающим лекции и примерно прикидывающим, без каких задач Вы дальше сильно поплывёте на лекциях, а какие идут в листке чисто для детей $57$ школы, чтобы им не было скучно, потому что они это всё видели в $7$ классе.
Это если говорить именно про листки и НМУ, а не про решение задач в целом.
Ну и я представляю, насколько вам тяжело, если Вы руководствуетесь только лекциями. Там же лекции и листки это вообще два отдельных мира. Конечно, может быть Вы гораздо больше моего знаете, раз учились на матфаке, и это сильно зависит от преподавателя по предмету, но мне говорили тогда, что использовать можно абсолютно всё, главное хорошо в задаче разобраться.

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение07.10.2023, 14:02 


26/06/15
74
svv
Не скажу за все задания, но навскидку, если смотреть ретроспективно, то обычно достаточно лекций, просто оказывается нужны какой-то нетривиальный трюк или хитрая конструкция. И вот до такого не всегда получается додуматься, а в других курсах, например, в записях с мехмата многие наши задачки разбираются на лекциях как теоремы, поэтому и можно подглядеть эту самую идею.

Sdy спасибо за подсказку, я что-то не подумал, что задачи могут быть разных типов, попробую спросить у лекторов, если получится, ибо сдаю дистанционно, да.

GraNiNi в сообщении #1612664 писал(а):
А какая у Вас конкретная цель обучения в НМУ?

Пока хорошо освоить и сдать базовые курсы за первый семестр, далее посмотрим :-)

EUgeneUS
Вообще, я в первую очередь ищу ту же задачу, но под другим углом или с другими условиями. Идеальный пример - доказательство, что
$ e=\displaystyle{\lim_{n \to \infty}} 1+ 1+ \frac{1}{2!} ... + \frac{1}{n!} $
У нас оно даётся единым утверждением, а другом учебнике разбито на 3 более понятных для доказательства части вида "Докажите А", "Докажите Б", "Докажите, что из А и Б следует выражение для $e$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение07.10.2023, 14:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7134
seraphimt в сообщении #1612850 писал(а):
Идеальный пример - доказательство, что
$ e=\displaystyle{\lim_{n \to \infty}} 1+ 1+ \frac{1}{2!} ... + \frac{1}{n!} $

А если разложить функцию $e^x$ в ряд Тейлора в нуле и затем вычислить значение этого ряда в единице?

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение07.10.2023, 19:49 
Аватара пользователя


11/12/16
14039
уездный город Н
seraphimt в сообщении #1612850 писал(а):
Вообще, я в первую очередь ищу ту же задачу, но под другим углом или с другими условиями. Идеальный пример - доказательство, что
$ e=\displaystyle{\lim_{n \to \infty}} 1+ 1+ \frac{1}{2!} ... + \frac{1}{n!} $
У нас оно даётся единым утверждением, а другом учебнике разбито на 3 более понятных для доказательства части вида "Докажите А", "Докажите Б", "Докажите, что из А и Б следует выражение для $e$.


С точки зрения понимания и усвоения материала - это очень даже неплохо.
Но речь-то про решение задач. Вот в контексте решения задач на "листках" это Вы зачем делаете7

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение07.10.2023, 21:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7134
seraphimt в сообщении #1612620 писал(а):
далее опять самостоятельно терзаю

seraphimt в сообщении #1612620 писал(а):
Но это занимает прям очень много времени

Ой, не терзайте себя! А то выдохнитесь раньше времени и ваш интерес перейдёт в полную противоположность. Я тут по подсказке из соседней темы читаю советы Капицы по изучению физики. Главный его совет (для меня):
Цитата:
Поэтому всякий должен помнить, что изучение науки он должен осуществлять так, как она ему легче даётся, никогда не нужно пересиливать себя.

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение09.10.2023, 22:31 


26/06/15
74
мат-ламер в сообщении #1612888 писал(а):
Ой, не терзайте себя!

Спасибо, но себя я вроде не особо терзаю, больше задачи :-)

EUgeneUS в сообщении #1612876 писал(а):

Вот в контексте решения задач на "листках" это Вы зачем делаете7

Не совсем понял вопрос, честно говоря. Зачем ищу информацию в сторонних источниках? Насколько я пока заметил, задачи делятся на 3 категории:
1) те что решаются плюс-минус нормально.
2) те что решаются сложно, потому что нужен какой-то нетривиальный финт в доказательстве.
3) те что решаются сложно, потому что ещё не дошли до этой темы на лекциях(такое бывает просто сплошь и рядом и иногда даже не понятно вообще, будет эта тема дальше или нет)
Соответственно ищу вторую и третью.

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение18.10.2023, 11:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7134
EUgeneUS в сообщении #1612652 писал(а):
seraphimt
Для успешного решения задач нужно всего два условия:
1. Усвоение теоретического материала. Как правило, теоретического материала, который даётся на лекциях, должно быть достаточно для решения задач в рамках того же курса..
2. Некоторые практические навыки по применению теоретического материала на практике, то есть к решению задач. Это даётся на семинарах.

Не люблю вступать в с споры на форумах. Но тут у меня самого возник интерес. Я посмотрел листки НМУ по анализу. И у меня возникло стойкое подозрение, что некоторые вопросы не имеют никакого отношения к тому, что излагалось на лекциях. Вряд ли эти вопросы обсуждались на семинарах (и вообще, есть ли они?). И вряд ли эти вопросы имеют непосредственное отношение к пониманию материала, излагаемого на лекциях. Скорее эти вопросы взяты из более продвинутых курсов специальных разделов анализа. Я бы посоветовал ТС, если он натолкнётся на такие вопросы и если они длительно не получаются, обращаться за разъяснением к форуму (посоветуют, что почитать), а не тратить драгоценное время на поиски решения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение18.10.2023, 17:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7134
мат-ламер в сообщении #1613750 писал(а):
Я посмотрел листки НМУ по анализу. И у меня возникло стойкое подозрение, что некоторые вопросы не имеют никакого отношения к тому, что излагалось на лекциях.

Дополнение к предыдущему посту, чтобы не быть голословным. В листочках по матанализу за первый семестр Шапошникова (осень 2022 г.) встречаются такие вопросы, как р-адические числа (4-й листок), код Хемминга (5-й листок), вопросы по теме "асимптотический анализ" (ближе к концу 7-го листка). Сами по себе эти вопросы очень интересные. Но тут вопрос, имеют ли они отношение к программе анализа первого курса?

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение19.10.2023, 11:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7134
В этом посту сугубо моё личное ИМХО, возможно очень спорное. Продолжаю знакомство с листками Шапошникова по анализу - 1-й семестр, осень 2022 г. Вот задача 1 с пятого листка.

Существует ли метрика на $\mathbb{R}^2$ , относительно которой открытый единичный шар с центром в начале координат является внутренностью треугольника, а шар радиуса два с центром в начале координат является внутренностью квадрата?

Относительно того, как решать эту задачу, у меня мыслей особо не возникло. Думаю, что скорее всего ответ в этой задаче отрицательный. Решение наверное заключается в построении какой-то хитрой конструкции из конечного множества точек, относительно которого мы сможем вывести, что для него нарушается неравенство треугольника. Но думать над этой задачей не возникло никакого желания.

У меня другие мысли возникли относительно этой задачи. Она идёт в курсе анализа. Вот что эта задача может дать мне в плане освоения основ этой науки? Возможно в плане прокачки мозгов тут есть что-то положительное. Но почему бы не прокачивать свои мозги именно на задачах, имеющих к анализу непосредственное отношение? Тем самым своё личное время я буду использовать эффективнее. Возможно над Шапошниковым давят традиции НМУ. Он преподаёт и в МГУ. Однако в МГУ таких задач студентам на семинарах не дают (на олимпиадах, возможно). На семинарах там дают задачи из Демидовича и Виноградовой.

А если я захочу прокачать свои навыки работы с метрическими пространствами, то почему бы мне не взять стандартный задачник по функциональному анализу? Или хотя бы разобрать первую главу из второго тома Зорича? В общем у меня некоторые сомнения на счёт того, чтобы решать все задачи подряд без исключения из листков НМУ. Но не хочу сбивать топик-стартера с выбранного пути.

 Профиль  
                  
 
 Re: Более эффективное решение учебных задач
Сообщение19.10.2023, 11:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
9213
Цюрих

(Оффтоп)

мат-ламер в сообщении #1613875 писал(а):
Существует ли метрика на $\mathbb{R}^2$ , относительно которой открытый единичный шар с центром в начале координат является внутренностью треугольника, а шар радиуса два с центром в начале координат является внутренностью квадрата?
Да вроде есть: любую функцию $f: X \to \mathbb R_+$ можно продолжить до метрики так, что $d(x_0, y) = f(y)$.
Что задача не по анализу - согласен. Но я бегло глянул листки НМУ по анализу, ощущение что там в анализ включают основы топологии и функана. В общем-то группировка тем по курсам свыше не задана, и если товарищи хотят в один курс включить эти темы, то называть его всё равно разумнее всего анализом.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group