2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение01.02.2022, 18:58 


06/09/12
890
Доброго дня всем!
Следующая цитата из учебника С.М. Никольского, Алгебра и начала матанализа-11 (Раздел "Уравнения-следствия")
Цитата:
Пусть даны два уравнения $f(x)=g(x)$ и $p(x)=\varphi(x)$. Если любой корень первого уравнения является корнем второго уравнения, то второе уравнение называют следствием первого.
В частности, если первое уравнение не имеет корней, то любое второе уравнение является его следствием.
Можно ли, согласно данному определению, полагать, что уравнение $\sin(x)=1$ является следствием, допустим, уравнения $\left\lvert x \right\rvert=-1$?

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение01.02.2022, 19:02 
Заслуженный участник


20/12/10
9063
statistonline в сообщении #1547640 писал(а):
Можно ли, согласно данному определению, полагать, что уравнение $\sin(x)=1$ является следствием, допустим, уравнения $\left\lvert x \right\rvert=-1$?
А как Вы думаете, утверждение "если $|x|=-1$, то $\sin{x}=1$" является верным?

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение01.02.2022, 19:07 


06/09/12
890
Очевидно, нет. Но разве здесь явно подразумевается импликация?

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение01.02.2022, 19:36 
Заслуженный участник


20/12/10
9063
statistonline в сообщении #1547642 писал(а):
Но разве здесь явно подразумевается импликация?
Конечно, там же (в том тексте, что Вы привели) написано: если ..., то ...

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение01.02.2022, 20:43 


06/09/12
890
То есть при этом необязательно требовать, чтобы второе уравнение было получено из первого какими-то преобразованиями?

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение01.02.2022, 22:53 
Заслуженный участник


16/02/13
4195
Владивосток
statistonline в сообщении #1547642 писал(а):
Очевидно, нет
Очевидно, да, вообще-то. Если речь идёт о действительных числах.

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение02.02.2022, 02:49 
Заслуженный участник


20/12/10
9063
statistonline в сообщении #1547654 писал(а):
То есть при этом необязательно требовать, чтобы второе уравнение было получено из первого какими-то преобразованиями?
Да, необязательно. Кстати, такая же ситуация была бы и с понятием равносильных уравнений.

-- Ср фев 02, 2022 06:52:34 --

statistonline в сообщении #1547642 писал(а):
Очевидно, нет.
Я умудрился это прочитать как "очевидно, да" :facepalm:

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение02.02.2022, 07:49 


06/09/12
890
iifat в сообщении #1547672 писал(а):
Очевидно, да, вообще-то.

:facepalm: забыл таблицу истинности для импликации

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение02.02.2022, 11:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4845
statistonline в сообщении #1547654 писал(а):
То есть при этом необязательно требовать, чтобы второе уравнение было получено из первого какими-то преобразованиями?
Наоборот, понятия равносильности и следствия вводятся для того, чтобы после этого определить какие преобразования можно использовать при решении уравнений - те, которые всегда приводят к равносильным уравнениям или к уравнениям-следствиям (в последнем случае, могут появиться "лишние корни").

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение02.02.2022, 11:40 
Аватара пользователя


23/12/18
430

(Оффтоп)

statistonline в сообщении #1547640 писал(а):
уравнение $\sin(x)=1$ является следствием, допустим, уравнения $\left\lvert x \right\rvert=-1$
Пусть $|x| = -1$, т. е. $$|x| + 1 = 0$$ Раз $|x| \geqslant 0$, то $|x| + 1 > 0$ и можно поделить обе части уравнения выше на $|x| + 1$ и получить $$1 = 0$$, откуда $$\sin x = 1\cdot\sin x+ 0= 0\cdot\sin x+ 1 = 1$$

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение02.02.2022, 21:04 


06/09/12
890
Mikhail_K в сообщении #1547713 писал(а):
Наоборот, понятия равносильности и следствия вводятся для того, чтобы после этого определить какие преобразования можно использовать при решении уравнений
Это понятно, мне нужно было лишь уточнить момент про
nnosipov в сообщении #1547698 писал(а):
Да, необязательно. Кстати, такая же ситуация была бы и с понятием равносильных уравнений.

xagiwo в сообщении #1547715 писал(а):
Пусть $|x| = -1$, т. е. $$|x| + 1 = 0$$ Раз $|x| \geqslant 0$, то $|x| + 1 > 0$
Здесь нет противоречия между уравнением ad hoc и свойством модуля? Дальнейшее вполне понятно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение02.02.2022, 21:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4845
statistonline в сообщении #1547775 писал(а):
Здесь нет противоречия между уравнением ad hoc и свойством модуля?
Даже если противоречие есть, мы не обязаны его замечать. Конечно, написав $|x|+1>0$, мы могли бы констатировать "Это противоречит тому, что $|x|+1=0$". Но можно и не констатировать, а сделать какой-то другой ход, как и было сделано здесь.

Вся математика была бы невозможна, если бы любое противоречие мы были обязаны констатировать в момент его появления. Представьте, вы пишете длинное-длинное рассуждение, например пробуете доказать что-то от противного. И 200-е из полученных вами утверждений противоречит 120-му. Если вы это заметили - отлично, теорема доказана. Но если не заметили, никто не запрещает вам писать следствия дальше - 201-е, 202-е, 203-е - может быть, до тех пор, пока противоречие совсем уж не бросится в глаза.

-- 02.02.2022, 21:47 --

И, к слову, нет никакого запрета делать какие-нибудь преобразования, равносильные или переходы к следствию, с ложными и даже заведомо ложными утверждениями и системами утверждений (в т.ч., содержащими внутреннее противоречие). Именно потому нет запрета, что это не всегда сразу видно, есть внутреннее противоречие или нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение03.02.2022, 21:15 


06/09/12
890
Mikhail_K, благодарю за разъяснения

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group