2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение01.02.2022, 18:58 


06/09/12
890
Доброго дня всем!
Следующая цитата из учебника С.М. Никольского, Алгебра и начала матанализа-11 (Раздел "Уравнения-следствия")
Цитата:
Пусть даны два уравнения $f(x)=g(x)$ и $p(x)=\varphi(x)$. Если любой корень первого уравнения является корнем второго уравнения, то второе уравнение называют следствием первого.
В частности, если первое уравнение не имеет корней, то любое второе уравнение является его следствием.
Можно ли, согласно данному определению, полагать, что уравнение $\sin(x)=1$ является следствием, допустим, уравнения $\left\lvert x \right\rvert=-1$?

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение01.02.2022, 19:02 
Заслуженный участник


20/12/10
9063
statistonline в сообщении #1547640 писал(а):
Можно ли, согласно данному определению, полагать, что уравнение $\sin(x)=1$ является следствием, допустим, уравнения $\left\lvert x \right\rvert=-1$?
А как Вы думаете, утверждение "если $|x|=-1$, то $\sin{x}=1$" является верным?

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение01.02.2022, 19:07 


06/09/12
890
Очевидно, нет. Но разве здесь явно подразумевается импликация?

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение01.02.2022, 19:36 
Заслуженный участник


20/12/10
9063
statistonline в сообщении #1547642 писал(а):
Но разве здесь явно подразумевается импликация?
Конечно, там же (в том тексте, что Вы привели) написано: если ..., то ...

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение01.02.2022, 20:43 


06/09/12
890
То есть при этом необязательно требовать, чтобы второе уравнение было получено из первого какими-то преобразованиями?

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение01.02.2022, 22:53 
Заслуженный участник


16/02/13
4195
Владивосток
statistonline в сообщении #1547642 писал(а):
Очевидно, нет
Очевидно, да, вообще-то. Если речь идёт о действительных числах.

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение02.02.2022, 02:49 
Заслуженный участник


20/12/10
9063
statistonline в сообщении #1547654 писал(а):
То есть при этом необязательно требовать, чтобы второе уравнение было получено из первого какими-то преобразованиями?
Да, необязательно. Кстати, такая же ситуация была бы и с понятием равносильных уравнений.

-- Ср фев 02, 2022 06:52:34 --

statistonline в сообщении #1547642 писал(а):
Очевидно, нет.
Я умудрился это прочитать как "очевидно, да" :facepalm:

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение02.02.2022, 07:49 


06/09/12
890
iifat в сообщении #1547672 писал(а):
Очевидно, да, вообще-то.

:facepalm: забыл таблицу истинности для импликации

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение02.02.2022, 11:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4845
statistonline в сообщении #1547654 писал(а):
То есть при этом необязательно требовать, чтобы второе уравнение было получено из первого какими-то преобразованиями?
Наоборот, понятия равносильности и следствия вводятся для того, чтобы после этого определить какие преобразования можно использовать при решении уравнений - те, которые всегда приводят к равносильным уравнениям или к уравнениям-следствиям (в последнем случае, могут появиться "лишние корни").

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение02.02.2022, 11:40 
Аватара пользователя


23/12/18
430

(Оффтоп)

statistonline в сообщении #1547640 писал(а):
уравнение $\sin(x)=1$ является следствием, допустим, уравнения $\left\lvert x \right\rvert=-1$
Пусть $|x| = -1$, т. е. $$|x| + 1 = 0$$ Раз $|x| \geqslant 0$, то $|x| + 1 > 0$ и можно поделить обе части уравнения выше на $|x| + 1$ и получить $$1 = 0$$, откуда $$\sin x = 1\cdot\sin x+ 0= 0\cdot\sin x+ 1 = 1$$

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение02.02.2022, 21:04 


06/09/12
890
Mikhail_K в сообщении #1547713 писал(а):
Наоборот, понятия равносильности и следствия вводятся для того, чтобы после этого определить какие преобразования можно использовать при решении уравнений
Это понятно, мне нужно было лишь уточнить момент про
nnosipov в сообщении #1547698 писал(а):
Да, необязательно. Кстати, такая же ситуация была бы и с понятием равносильных уравнений.

xagiwo в сообщении #1547715 писал(а):
Пусть $|x| = -1$, т. е. $$|x| + 1 = 0$$ Раз $|x| \geqslant 0$, то $|x| + 1 > 0$
Здесь нет противоречия между уравнением ad hoc и свойством модуля? Дальнейшее вполне понятно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение02.02.2022, 21:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4845
statistonline в сообщении #1547775 писал(а):
Здесь нет противоречия между уравнением ad hoc и свойством модуля?
Даже если противоречие есть, мы не обязаны его замечать. Конечно, написав $|x|+1>0$, мы могли бы констатировать "Это противоречит тому, что $|x|+1=0$". Но можно и не констатировать, а сделать какой-то другой ход, как и было сделано здесь.

Вся математика была бы невозможна, если бы любое противоречие мы были обязаны констатировать в момент его появления. Представьте, вы пишете длинное-длинное рассуждение, например пробуете доказать что-то от противного. И 200-е из полученных вами утверждений противоречит 120-му. Если вы это заметили - отлично, теорема доказана. Но если не заметили, никто не запрещает вам писать следствия дальше - 201-е, 202-е, 203-е - может быть, до тех пор, пока противоречие совсем уж не бросится в глаза.

-- 02.02.2022, 21:47 --

И, к слову, нет никакого запрета делать какие-нибудь преобразования, равносильные или переходы к следствию, с ложными и даже заведомо ложными утверждениями и системами утверждений (в т.ч., содержащими внутреннее противоречие). Именно потому нет запрета, что это не всегда сразу видно, есть внутреннее противоречие или нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Определение уравнения-следствия в учебнике Никольского А-11
Сообщение03.02.2022, 21:15 


06/09/12
890
Mikhail_K, благодарю за разъяснения

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group