Здравствуйте! Есть такая задачка.
Машина поворачивает, т.е. едет по окружности с радиусом R. Пусть масса машины М, скорость ее центра масс V. Ширина машины L. В задаче дан диаметр колес D. В задаче предлагается вычислить коэффициент трения, при котором машина выполнит данный поворот, при этом спрашивается, необходимо ли рассчитывать коэффициенты трения для "внешних" и "внутренних" колес отдельно.
По теореме о центре масс: машина будет поворачивать в том случае, если сумма проекций сил трения, приложенных к колесам, на радиус, будет равна
, где R - это расстояние до центра масс от центра кривизны траектории, а V - скорость центра масс.
Вопрос в том, как эти силы должны быть распределены между колесами. В принципе, можно представить, что "внешние" колеса едут по льду, а "внутренние" - по асфальту, но если коэффициент трения будет достаточно высок, то трения "внутренних" колес будет достаточно. А "внешние" колеса будут двигаться по окружности за счет сил упругости, возникающих в осях.
Можно вычислять силы трения без учета сил упругости в осях. Тогда сила трения, действующая на колесо, будет прямо пропорциональна радиусу кривизны траектории, т.е. сила трения, действующая на "внешние" колеса, будет больше, чем сила трения, действующая на "внутренние". В это случае, минимальный коэффициент трения нужно рассчитать для "внешних" колес.
Я правильно размышляю?