AritaborianВот, например, в этом видео
https://youtu.be/hGbmwYZaV18 теорема Пуанкаре о возвращении доказывается так:
1. Пусть у нас есть отображение

такое, что оно непрерывно, однозначно и с сохранением объема отображает множество

в себя. Множество

пусть имеет конечный обьем;
2. Возьмем точку

множества

и некоторую малую ее окрестность объема

. Отображение

однозначно и обратимо переводит эту окрестность

в некоторую другую окрестность равного обьема

. Если применить отображение еще раз, то получим

и т.д.

- это

-ый шаг применения отображения

к объему окрестности

.
3. Очевидно, что применяя это отображение снова и снова, мы постепенно заполняем конечный объем множества

отображениями

. Из-за конечности объема множества

, а так же из-за сохранения на каждом шаге объема отображения

этот процесс неизбежно должно привести к пересечению цепи отображений самой с собой как минимум после того, как весь объем

будет исчерпан. Примерно как в известной компьютерной игре, в которой удлиняющийся удав должен в конце-концов наткнуться на собственное тело, т.к. свободного места уже не остается. Допустим, что пересеклись отображения с номером

и

:

Здесь для простоты

не меняет формы объема

, чтобы непрерывность и сохранение объема были очевиднее.
4. Теперь, оказывается, что нарисованное невозможно. Почему? Потому, что т.к. отображение

однозначно, то оно обратимо. Значит, можно применить это отображение в обратную сторону к точкам красной области пересечения. Но т.к. эти точки одновременно принадлежат отображениям

и

, то при обратном отображении они одновременно должны перейти и в

и в

, которые у нас не пересекаются. Вывод - они на самом деле пересекаются, т.е. пересечение должно было произойти как минимум еще между

и

. Применяя это рассуждение многократно для общего случая, заменив конкретные

и

на

и

, всегда можно прийти к выводу, что на самом деле конец цепи всегда должен пересечься с ее началом на шаге

. Т.е. удав должен уткнуться не куда-нибудь, а именно в конец своего хвоста.
5. Вот и все. Мы имеем такой результат:

Если взять любую точку из красной области (звездочка) и проследить ее перемещение в обратном направлении, то она вернется в окрестность

. Мы получили точку такую, которая, стартуя из окрестности

вновь гарантированно попадает в нее на шаге

. Сама точка

тут никакой роли не играет.
По моему, в доказательстве этой теоремы самое главное - это свойства отображения

- непрерывность, взаимная однозначность и сохранение объема, а так же конечность объема множества

. Трудно, вероятно, доказать, что именно такое отображение

описывает движение точки механической системы в фазовом пространстве. Сама же теорема о возвращении кажется довольно простой и не требует ничего, кроме принципа Дирихле.