AritaborianВот, например, в этом видео
https://youtu.be/hGbmwYZaV18 теорема Пуанкаре о возвращении доказывается так:
1. Пусть у нас есть отображение
такое, что оно непрерывно, однозначно и с сохранением объема отображает множество
в себя. Множество
пусть имеет конечный обьем;
2. Возьмем точку
множества
и некоторую малую ее окрестность объема
. Отображение
однозначно и обратимо переводит эту окрестность
в некоторую другую окрестность равного обьема
. Если применить отображение еще раз, то получим
и т.д.
- это
-ый шаг применения отображения
к объему окрестности
.
3. Очевидно, что применяя это отображение снова и снова, мы постепенно заполняем конечный объем множества
отображениями
. Из-за конечности объема множества
, а так же из-за сохранения на каждом шаге объема отображения
этот процесс неизбежно должно привести к пересечению цепи отображений самой с собой как минимум после того, как весь объем
будет исчерпан. Примерно как в известной компьютерной игре, в которой удлиняющийся удав должен в конце-концов наткнуться на собственное тело, т.к. свободного места уже не остается. Допустим, что пересеклись отображения с номером
и
:
Здесь для простоты
не меняет формы объема
, чтобы непрерывность и сохранение объема были очевиднее.
4. Теперь, оказывается, что нарисованное невозможно. Почему? Потому, что т.к. отображение
однозначно, то оно обратимо. Значит, можно применить это отображение в обратную сторону к точкам красной области пересечения. Но т.к. эти точки одновременно принадлежат отображениям
и
, то при обратном отображении они одновременно должны перейти и в
и в
, которые у нас не пересекаются. Вывод - они на самом деле пересекаются, т.е. пересечение должно было произойти как минимум еще между
и
. Применяя это рассуждение многократно для общего случая, заменив конкретные
и
на
и
, всегда можно прийти к выводу, что на самом деле конец цепи всегда должен пересечься с ее началом на шаге
. Т.е. удав должен уткнуться не куда-нибудь, а именно в конец своего хвоста.
5. Вот и все. Мы имеем такой результат:
Если взять любую точку из красной области (звездочка) и проследить ее перемещение в обратном направлении, то она вернется в окрестность
. Мы получили точку такую, которая, стартуя из окрестности
вновь гарантированно попадает в нее на шаге
. Сама точка
тут никакой роли не играет.
По моему, в доказательстве этой теоремы самое главное - это свойства отображения
- непрерывность, взаимная однозначность и сохранение объема, а так же конечность объема множества
. Трудно, вероятно, доказать, что именно такое отображение
описывает движение точки механической системы в фазовом пространстве. Сама же теорема о возвращении кажется довольно простой и не требует ничего, кроме принципа Дирихле.