Но если учебник начинается сходу с матриц и действиями над ними, то это не нормально.
Это, к сожалению, необходимо. А времени на исторические экскурсы нет, да и вредны они, как правило. Путь познания извилист, изобилует тупиками и ошибками, и если всё это повторять в учебнике, то учащиеся окончательно запутаются. Не говоря уже о том, что объём учебника возрастёт в разы, причём, большая часть для изучения математики просто не нужна.
Например, матрицы и определители крайне желательно изучить до того, как браться за системы линейных уравнений, потому что сформулировать условия совместности и записать решение в общем виде без определителей весьма затруднительно. Разумеется, определение линейного пространства и базиса можно сформулировать и даже доказать без матриц некоторые простые свойства, но дальше без матриц не продвинуться.