По поводу замены переменной в уравнениях/неравенствах. Эта тема довольно обширна и освещена в специальных пособиях для школьников. Например, в книге
Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. - Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения [2002, DjVu, RUS]. Уже в первой главе этого пособия наряду с другими методами разбирается метод замены переменной, демонстрируется его использование для решения симметрических и возвратных уравнений. А вся третья глава указанной книги посвящена методам замены переменной в тех или иных случаях. Так что для основательного знакомства с методом есть что порекомендовать школьнику.
Но вопрос был, как я его понял, скорее о том, как научить школьника самому видеть нужную замену переменной. Мой ответ на редкость банален: школьнику «всего лишь» нужен соответствующий опыт. А накопить его можно лишь соответствующей практикой. Как говорят в подобных случаях, чтобы научиться плавать, нужно для начала войти в воду и попробовать плыть. Так и здесь: чтобы овладеть техникой замены переменной, нужно пытаться решать соответствующие задачи. Иначе — никак, по-моему.
От репетитора же требуется, как мне кажется, прежде всего построить последовательность обучающих задач. Свою для каждой темы: для алгебраических, иррациональных, тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений или неравенств. И особняком — для задач с параметрами.
Возьмём, например, пособие «ЕГЭ. Математика. Профильный уровень. 2020» под редакцией И.В. Ященко и рассмотрим показательные и логарифмические неравенства (задача № 15 типового варианта задач). Только расположим их в собственном порядке. Скажем, начнём так:
1)
2)
3)
4)
и т.д.
(Здесь приведены задачи из вариантов 28, 23, 24, 21 соответственно).
В двух первых строчках записаны такие неравенства, в которых требуемая замена переменной совершенно очевидна, в третьей строчке она почти очевидна (нужно всего лишь заметить, что
), в четвёртой тоже, но нужно использовать уже два тождества (два свойства логарифма).
Сколько потребуется подобных задач - разумеется, зависит от ученика. Когда обучаемый в какой-то степени освоится с решением подобных задач, можно переходить к чуть более сложным задачам. Например, такой:
5)
(задача из варианта 29). При этом неважно, конечно, примем ли мы за новую переменную сразу всё выражение в скобках либо вначале «обозначим одной буквой» логарифм, и лишь затем выполним следующую замену переменной. Оба пути одинаково ведут к цели. А вот на чём стоит акцентировать внимание при анализе решения, так это на том, что
порою скобки играют роль подсказки, и потому не стоит торопиться их раскрывать. Как правило, имеет смысл взглянуть: нельзя ли всё выражение в скобках принять за новую переменную? Станет ли задача проще? Если нет, тогда раскрываем скобки и ищем другие пути упрощения уравнения/неравенства.
Кстати, такие вот рекомендации общего характера нередко оказываются довольно полезны для ученика.
Ещё один пример такой рекомендации, связанной с текущей темой: если в егэшной задаче встречаются степени с
более чем двумя различными основаниями, то, как правило, это означает одно из трёх:
1) Можно свести все степени к единому основанию, разделив уравнение/неравенство либо на степень с наибольшим, либо на степень с наименьшим основанием (так бывает, когда используются основания степени вида
);
2) Левую часть уравнения/неравенства можно разложить на множители;
3) Количество различных оснований степени можно уменьшить путём приведения подобных.
Вот соответствующие примеры:
6)
7)
8)
(Задачи из вариантов 3, 18, 20 соответственно).
Неравенство 6) сначала переписывается в виде
а затем, после деления на степень с наименьшим основанием, в виде
после чего заменой переменной
сводится к обычному квадратному неравенству.
Неравенство 7) группировкой членов с последующим разложением на множители приводится к виду
после чего легко решается методом интервалов.
Неравенство 8) после потенцирования принимает вид
после чего сразу упрощается
и сводится к квадратному неравенству заменой переменной
.
(Munin)
Этот пост был написан "наощупь", чтобы попытаться определить примерный уровень необходимого материала. Он мне самому сильно не нравится, но пока нет существенных зацепок - о чём конкретно говорить, наверное, это неизбежно. Думаю, будет лучше, если вы покажете задачу, подвести к решению которой школьника вам не удаётся, и можно будет поразмышлять, как это сделать. А пока - вот так, лишь самые общие слова...