2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 О замене переменной в задачах школьной математики
Сообщение31.03.2020, 01:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5015
Тема создана в ответ на сообщение:
Munin в сообщении #1447872 писал(а):
Ещё меня беспокоит тема, как научить школьников для своего удобства делать замену переменной, и как её выбирать. Тоже неформальный момент, "искусство".

Предполагаю вернуться к этой теме ещё несколько раз. Впрочем, если коллеги сочтут тему слишком банальной, утомлять никого не стану.
Приглашаю поучаствовать в разговоре всех желающих. Особенно приветствую желание поделиться личным опытом со стороны реальных репетиторов.
Единственная просьба: ограничиться школьной математикой или материалом, потенциально понятным школьнику.

Построить систематический набор правил "на все случаи жизни", конечно, я не берусь. Согласен с Munin: замена переменной - это в чём-то искусство. А искусству научить едва ли возможно, скорее, можно помочь ему научиться. Здесь практически полезнее не утомлять слушателя длинными рассуждениями, а учить своим примером (в стиле "делай как я"). Вот для начала две маленькие хитрости.

1. Квадратные уравнения. Хитрость номер 1. Целый ряд задач школьной математики сводится (на каком-то этапе) к решению квадратного уравнения. Вещь сама по себе простая, но... случается так, что входящие в уравнение параметры относительно велики. Поскольку на экзамене по математике пользоваться калькулятором запрещено, именно в этом месте запросто можно споткнуться: ошибиться при вычислении дискриминанта или "всего лишь" потратить неоправданно много времени на поиск квадратного корня из него. Чтобы избежать этих неприятностей, я своим ученикам рекомендую: не хватайтесь сразу решать квадратное уравнение, если оно "с большими коэффициентами". Посмотрите на него повнимательнее. Есть ли делители у параметра $b$? Есть? Отлично. Теперь посмотрите: не делится ли $c$ на квадрат какого-нибудь делителя $b$? Если да, вам повезло. Делайте подстановку $x=mt$, где $m$ - тот самый найденный делитель, и вы получите новое уравнение с существенно меньшими коэффициентами.

Пример: дано уравнение

$x^2-119x+2890=0$

Не будем торопиться считать его дискриминант. Посмотрим, на что делится $b$. Недолгий поиск даёт: $119=7\cdot17$. При этом очевидно, что $2890$ делится на $17^2$. Делаем подстановку: $x=17t$. Получаем:

$289t^2-119\cdot 17t+2890=0$

или, после деления на 289,

$t^2-7t+10=0$,

которое легко решается "в уме". Остаётся лишь не забыть вернуться к прежней переменной.
Может показаться, что здесь описана редкая ситуация, однако, это не так. В процессе занятий с разными школьниками этот приём мне приходилось демонстрировать многие десятки раз (на приносимых ими задачах). Тем, кто его усвоил, этот приём действительно поубавил рутины.

2. Квадратные уравнения. Хитрость номер 2. Здесь я хочу напомнить о том, что можно расширить применение теоремы Виета, с тем, чтобы и неприведённые квадратные уравнения относительно легко решались "в уме" (по крайней мере, иногда). Это достигается с помощью простой подстановки $x=\dfrac{c}{t}$, где $t$ - новая неизвестная. В результате этой подстановки получается уравнение $t^2+bt+ac=0$, которое нередко можно решить, не прикасаясь к бумаге.

Пример: дано уравнение

$6x^2-11x+4=0$

Составим вспомогательное уравнение, заменив букву $x$ буквой $t$ и перебросив старший коэффициент в "хвост" уравнения:

$t^2-11t+4\cdot6=0$

то бишь

$t^2-11t+24=0$

корни которого очевидны: $3$ и $8$.
Значит, корни исходного уравнения - числа $\dfrac{4}{3}$ и $\dfrac{4}{8}$, то бишь $\dfrac{4}{3}$ и $\dfrac{1}{2}$.

Просьба к тем, кто прочитал эти строчки, высказаться: имеет ли смысл продолжать? Или всё чересчур банально?

 Профиль  
                  
 
 Re: О замене переменной в задачах школьной математики
Сообщение31.03.2020, 01:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
Mihr в сообщении #1449725 писал(а):
Просьба к тем, кто прочитал эти строчки, высказаться: имеет ли смысл продолжать? Или всё чересчур банально?

Если это написано для меня, то можно не продолжать, если это написано для любознательного школьника, то продолжать стОит.

 Профиль  
                  
 
 Re: О замене переменной в задачах школьной математики
Сообщение31.03.2020, 02:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Mihr
Красивые приёмы! Для меня они совершенно не банальны, скорее неожиданны :-)

Но мне кажется, квадратное уравнение решить - это простейшая задача (если коэффициенты числовые).
Замена переменной гораздо чаще помогает выделить квадратное уравнение (или формулу сокращённого умножения) в сложной формуле.

 Профиль  
                  
 
 Re: О замене переменной в задачах школьной математики
Сообщение31.03.2020, 07:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5015
Brukvalub в сообщении #1449730 писал(а):
Если это написано для меня, то можно не продолжать, если это написано для любознательного школьника, то продолжать стОит.

Brukvalub, спасибо за ответ. Я совершенно не рассчитывал расширить чьё-то знание математики (тем паче, Ваше) :D Тема для репетиторов: на что обратить внимание? Ну, и, конечно, для школьников, если они читают этот форум.

Munin в сообщении #1449739 писал(а):
Замена переменной гораздо чаще помогает выделить квадратное уравнение (или формулу сокращённого умножения) в сложной формуле.

Об этом я тоже намерен поговорить. Чуть позже.

 Профиль  
                  
 
 Re: О замене переменной в задачах школьной математики
Сообщение01.04.2020, 23:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5015
По поводу замены переменной в уравнениях/неравенствах. Эта тема довольно обширна и освещена в специальных пособиях для школьников. Например, в книге Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. - Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения [2002, DjVu, RUS]. Уже в первой главе этого пособия наряду с другими методами разбирается метод замены переменной, демонстрируется его использование для решения симметрических и возвратных уравнений. А вся третья глава указанной книги посвящена методам замены переменной в тех или иных случаях. Так что для основательного знакомства с методом есть что порекомендовать школьнику.
Но вопрос был, как я его понял, скорее о том, как научить школьника самому видеть нужную замену переменной. Мой ответ на редкость банален: школьнику «всего лишь» нужен соответствующий опыт. А накопить его можно лишь соответствующей практикой. Как говорят в подобных случаях, чтобы научиться плавать, нужно для начала войти в воду и попробовать плыть. Так и здесь: чтобы овладеть техникой замены переменной, нужно пытаться решать соответствующие задачи. Иначе — никак, по-моему.
От репетитора же требуется, как мне кажется, прежде всего построить последовательность обучающих задач. Свою для каждой темы: для алгебраических, иррациональных, тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений или неравенств. И особняком — для задач с параметрами.
Возьмём, например, пособие «ЕГЭ. Математика. Профильный уровень. 2020» под редакцией И.В. Ященко и рассмотрим показательные и логарифмические неравенства (задача № 15 типового варианта задач). Только расположим их в собственном порядке. Скажем, начнём так:

1) $\dfrac{3^x-1}{3^x-3}\leqslant1+\dfrac{1}{3^x-2}$

2) $\log_5^2(25-x^2)-3\log_5(25-x^2)+2\geqslant0$

3) $2\cdot16^{-x}-17\cdot4^{-x}+8\leqslant0$

4) $\dfrac{\log_3x}{\log_3(\frac{x}{27})}\geqslant\dfrac{4}{\log_3x}+\dfrac{8}{\log_3^2x-\log_3{x^3}}$

и т.д.
(Здесь приведены задачи из вариантов 28, 23, 24, 21 соответственно).
В двух первых строчках записаны такие неравенства, в которых требуемая замена переменной совершенно очевидна, в третьей строчке она почти очевидна (нужно всего лишь заметить, что $16^{-x}=(4^{-x})^2$), в четвёртой тоже, но нужно использовать уже два тождества (два свойства логарифма).
Сколько потребуется подобных задач - разумеется, зависит от ученика. Когда обучаемый в какой-то степени освоится с решением подобных задач, можно переходить к чуть более сложным задачам. Например, такой:

5) $(\log_2^2x-2\log_2x)^2+36\log_2x+45<18\log_2^2x$

(задача из варианта 29). При этом неважно, конечно, примем ли мы за новую переменную сразу всё выражение в скобках либо вначале «обозначим одной буквой» логарифм, и лишь затем выполним следующую замену переменной. Оба пути одинаково ведут к цели. А вот на чём стоит акцентировать внимание при анализе решения, так это на том, что порою скобки играют роль подсказки, и потому не стоит торопиться их раскрывать. Как правило, имеет смысл взглянуть: нельзя ли всё выражение в скобках принять за новую переменную? Станет ли задача проще? Если нет, тогда раскрываем скобки и ищем другие пути упрощения уравнения/неравенства.
Кстати, такие вот рекомендации общего характера нередко оказываются довольно полезны для ученика.
Ещё один пример такой рекомендации, связанной с текущей темой: если в егэшной задаче встречаются степени с более чем двумя различными основаниями, то, как правило, это означает одно из трёх:
1) Можно свести все степени к единому основанию, разделив уравнение/неравенство либо на степень с наибольшим, либо на степень с наименьшим основанием (так бывает, когда используются основания степени вида $a^2, ab, b^2$);
2) Левую часть уравнения/неравенства можно разложить на множители;
3) Количество различных оснований степени можно уменьшить путём приведения подобных.
Вот соответствующие примеры:

6) $25^{2x^2-0,5}-0,6\cdot4^{2x^2+0,5}\leqslant10^{2x^2}$

7) $15^x-9\cdot5^x-3^x+9\leqslant0$

8) $\log_2(4^x+81^x-4\cdot9^x+3)\geqslant2x$

(Задачи из вариантов 3, 18, 20 соответственно).
Неравенство 6) сначала переписывается в виде

$\dfrac{1}{5}\cdot25^{2x^2}-10^{2x^2}-1,2\cdot4^{2x^2}\leqslant0$

а затем, после деления на степень с наименьшим основанием, в виде

$\dfrac{1}{5}\cdot\left(\dfrac{25}{4}\right)^{2x^2}-\left(\dfrac{5}{2}\right)^{2x^2}-1,2\leqslant0$

после чего заменой переменной $\left(\dfrac{5}{2}\right)^{2x^2}=t$ сводится к обычному квадратному неравенству.

Неравенство 7) группировкой членов с последующим разложением на множители приводится к виду

$(5^x-1)(3^x-9)\leqslant0$

после чего легко решается методом интервалов.
Неравенство 8) после потенцирования принимает вид

$4^x+81^x-4\cdot9^x+3\geqslant4^x$

после чего сразу упрощается

81^x-4\cdot9^x+3\geqslant0$

и сводится к квадратному неравенству заменой переменной $9^x=t$.

(Munin)

Этот пост был написан "наощупь", чтобы попытаться определить примерный уровень необходимого материала. Он мне самому сильно не нравится, но пока нет существенных зацепок - о чём конкретно говорить, наверное, это неизбежно. Думаю, будет лучше, если вы покажете задачу, подвести к решению которой школьника вам не удаётся, и можно будет поразмышлять, как это сделать. А пока - вот так, лишь самые общие слова...

 Профиль  
                  
 
 Re: О замене переменной в задачах школьной математики
Сообщение02.04.2020, 12:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Оффтоп)

Mihr в сообщении #1450339 писал(а):
Munin
Думаю, будет лучше, если вы покажете задачу, подвести к решению которой школьника вам не удаётся, и можно будет поразмышлять, как это сделать.

Да нет, задача пока так не стоит. Ситуация такая: пока задачи на уровне очевидных замен переменных. Например, Сканави 1 номер 7.056 (группа А): упростить выражение
    $\mathbf{7.056.}\quad(\log_a b+\log_b a+2)(\log_a b-\log_{ab} b)\log_b a-1.$
Но хочется, заглядывая в будущее, морально приготовиться к задачам на более сложные замены переменных. Правда, я даже не знаю, где таких задач поискать. Не считая "гробовых задач" типа
- квадратное уравнение, в которое вместо переменной подставлен квадратный трёхчлен;
- произведение двух квадратных уравнений
(Гельфанд, Шень. Алгебра), а какие-то более "просматриваемые", но и творческие.


Книжку Олехник, Потапов, Пасиченко посмотрю, спасибо! (На Либгене издание 1997, а не 2002, надеюсь, не критично.)

-- 02.04.2020 13:06:33 --

Книжкой я уже впечатлён. Теперь её осваивать...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group