Если охота про логику - лучше отдельную тему.
Я замечу, что я модальную логику не знаю. Знаю только обычную матлогику (исчисление высказываний из обычного университетского курса, но она мне смешна) и логику Зиновьева. И рассуждать пытаюсь только из второй логики.
Будет лучше, если Вы сочтете меня неспециалистом, а разговоры со мной на эту тему - бесплодными.
Я уже понял, что к чему и уже писал: просто мне показалось, что "индетерминизм" есть отрицание "детерминизма", причем такое отрицание, для которого выполняется закон исключенного третьего (по определению или еще как-то).
Это я предположил, не спросив, так ли это и потому написал: Зато в силу законов логики следует приписать природе либо детерминизм, либо индетерминизм.
Это предположение я считаю неверным, то есть мне надо было уточнить у собеседников.
Но если предположение верно, то мое утверждение: "Либо детерминизм, либо индетерминизм" верно, так как оттуда следует логически.
Я писал не как Вы писали: Вы определяете "индетерминизм" как отрицание "детерминизма", а так:
Просто мне показалось, что "индетерминизм" есть отрицание "детерминизма", причем такое отрицание, для которого выполняется закон исключенного третьего (по определению или еще как-то).
Отрицаний - 2 штуки (в логической системе Зиновьева). Для одного выполняется закон исключенного третьего по определению, а для второго в общем случае - нет (только в случае введения двух значений истинности высказываний).
Поэтому если сказать, что я что-то определил как отрицание чего-то, не указав, какое отрицание конкретно, то можно сделать ошибку.
Вы писали:
Вы определяете "индетерминизм" как отрицание "детерминизма". И это правильно. Но даже если Вы строго формализуете понятие "детерминизм", это ещё не гарантирует, что кто-нибудь когда-нибудь получит однозначный и окончательный ответ ("да" или "нет") на вопрос о том, существует ли он.
Согласен. Но утверждению "Либо детерминизм, либо индетерминизм" это не противоречит.
То же самое и про конструктивного и классического математика.
Классический говорит: "Либо да, либо нет", а конструктивный: "Либо есть, либо нету, либо никто никогда не получит ни одного из двух ответов".
Здесь они тоже не противоречат друг другу. Они просто смотрят на вещь в разных аспектах (с разных точек зрения).
Классический математик употребляет внешнее отрицание, а конструктивный - внутреннее. Только у конструктивного взгляд детальнее.
Классическое "А верно" - то же, что и конструктивное "А верно".
Классическое "Неверно, что А" делится конструктивным на 2 варианта: "Либо верно, что не-А, либо неверно, что А, и неверно, что не-А" (второй вариант как раз содержит в себе возможность принципиальной невозможности доказать или опровергнуть это утверждение (сущ-ет нечетное совершенное число)).
Насчет существования детерминизма ничего не писал. Писал: "Либо детерминизм, либо индетерминизм".
Про тервер чуть позже напишу - еще читаю.
формулы в тексте поправил.
Что Вы понимаете под вероятностной задачей? Задачу, где заданы одни вероятности и надо найти другие?
Если так, то я опять не то имел ввиду.
Раз уж у меня с названиями плохо, то давайте вот так:
1. Я беру последовательность
и нахожу у нее автокорелляцию.
2. Я беру последовательность
и нахожу у нее функцию
.
3. Я беру вполне упорядоченное конечное множество M, задаю функцию
, выдающую каким-либо образом элементы M и рассматриваю ее характеристики: среднее, дисперсию, число поворотных точек итп (анализ ГПСЧ).
4. Возможно делаю еще что-то подобное.
Как этот подход назвать? Я нахожу сходство (не термин, слово естественного языка) в этом подходе со способом решения задач в теории вероятностей и матстатистике.
Поэтому называю этот подход вероятностным. Так как термин "сходство" строго не определен, то мой вывод неточен и я не имею права его принять как точный. его можно отвергнуть.
Поэтому предлагаю это сделать Вам, чтобы не было недоразумений.
(Ну ясно, что так как я могу сделать то, что написал хоть с чем-то, то этот подход существует и это уже точно, поэтому отвергать его как противоречивый нельзя. (Зато его легко отвергнуть как бесполезный)).
Естественно, я часть информации выкину. Потому и подозреваю, что метод может быть бесполезным. Ну и ладно. Я может какие-то общие предположения рассматриваю.
Пусть А - эмпирический предмет, а В - абстракция от него Исследователем. Тогда А называется смыслом В (определение).
Вполне можно рассматривать употребление слов "монета" и "охотник" просто как неявные определения или аксиомы типа:
"события {монета упадет орлом} и {монета упадет решкой} независимы" и "события {охотник 1 попал в зайца} и {охотник 2 попал в зайца} независимы".
И работать с ними формально. Тогда у меня вопросов нет и я совершенно с вами согласен (это, кажется, называется "чистая математика").
И действительно никаких дополнительных сущностей слову "независимость" приписывать не надо, а аксиомы, описанные выше "которое мы закладываем на свой страх и риск в тех случаях, когда более подробное исследование нецелесообразно".
Только хочу заметить, что принимаем мы их именно "на свой страх и риск", так как если
- вероятности от 0 до 1, то
(ну я не думаю, что тут могут быть какие-то неприличные распределения чисел
и
).
то есть это - не "слабое", а "сильное" предположение (оно "слабое" только в силу частости его появления (не термин)). (это даже в общем случае верно: вероятнее, что соотношение не имеет места, чем имеет).
Я просто при решении таких задач всегда привлекал их смысл. "Охотник" был именно охотником, "монета" - именно монетой.
И можно было хотя бы неформально рассмотреть "общий случай для каждой ситуации".
Например, смысл "события {охотник 1 попал в зайца} и {охотник 2 попал в зайца} независимы" превращался в независимость стрельбы охотников друг от друга, что вполне возможно (а вот это, кстати, сомнительно. Стреляют-то они не одновременно, а заяц, услышав первый выстрел, начинает сматываться).
А смысл "события {монета упадет орлом} и {монета упадет решкой} независимы" можно было как-то физически проверить. Воздух имеет небольшую плотность, поэтому угловая скорость вращения монеты - почти константа. А так как монета падает орлом при
и падает решкой при
, то у нас получается равномерное распределение для
.
поэтому действительно есть причина тому, чтобы выпадение орла и решки было равновероятным (вот если ее в воде бросить, то - нет).
Наконец, извините, есть общеизвестный анекдот о том, что вероятность встретить динозавра на улице равна 1/2. Действительно, два исхода: {встретим} и {не встретим}, а никаких оснований принимать одно событие как более вероятное чем другое, у нас нет.
А вот насчет определения я посмотрю еще раз (вдруг я действительно забыл. У нас на лекциях терминов
не определяли). посмотрю - отвечу на остальное.
To PAV: Да, действительно указанные Вами термины в моей трактовке будут некорректны. Я еще посмотрю, но очень возможно, что это неисправимо.
Хоть понимать буду, почему так не определяют.
Кажется нет. Обычные обозначения вводят в обычную колею. Я перепишу построения формально через пары и выложу.