Добрый день, на днях в голову пришла одна конструкция с помощью которой можно сгенерировать парадокс хотя бы в наивной теории множеств, и в целом я не могу понять можно ли ее реализовать в аксиоматическом случае, а потому прошу разъяснений.
Итак, сперва наивная конструкция: назовем действительное число
определимым, если существует конечная корректная математическая конструкция, которая задает данное число. Например, натуральные и рациональные числа определимы, также определимы алгебраические и вычислимые числа (натуральные и рациональные задаются своей записью, алгебраические задаются уравнением, а вычислимые можно задать программой, которая их вычисляет). Обозначим множество всех определимых чисел за
, тогда
- счетно, так как каждому определимому числу соответствует фраза в математическом языке, а такие фразы можно занумеровать в алфавитном порядке.
Тогда определим следующее парадоксальное число
с помощью диагональной конструкции:
Пусть
-тый знак в двоичной записи числа
есть инверсия
-того знака для
-того определимого числа. Таким образом, с одной стороны число
не может быть определимым, так как оно отличается от любого такого числа в некотором знаке своей двоичной записи, но с другой стороны данное число было определено нами с помощью конечного предложения, а потому оно определимо по построению, что дает нам искомый парадокс.
Вопрос в том, почему такая конструкция невозможно на языке аксиоматической теории множеств, единственное, что лезет в голову - это мысль о том, что множество всех определимых чисел не должно быть множеством, его не должно существовать, то есть грубо говоря не должно быть способа отделить те числа, о которых мы можем помыслить от тех чисел, которые мы не может даже вообразить.