Можно выдвинуть такую гипотезу (в неопределенных философских терминах).
Предположим, лица

и

обсуждают проблему

,

имеет по вопросу

некоторое количество информации, равное

, и хотел бы передать его

. Допустим, он начнет это делать напрямую, без затей. Но заметим, что при этом возникнут ошибки передачи: ошибки вербализации (

не вполне адекватно облекает свои образы предмета

в слова), и ошибки обратной вербализации (

не всегда правильно переводит услышанные слова в образы). Т.е., в любом случае возникают ошибки в канале передачи информации. Как учит нас наука, есть только один способ этого избежать: передавать дополнительную информацию ! Т.е., чтобы у

образовалась в голове информация в объеме

, для этого

должен передавать ему информацию в объеме

. Значит, надо эту дополнительную информацию у себя в голове создавать! Либо же довольствоваться тем, что у

появится в итоге разговора информация в объеме

(если

считает это для себя приемлемым). Есть еще, правда, вариант, что

рассчитывает на то, что

потом сам создаст у себя в голове дополнительную информацию, т.е. додумает то, что у

не получилось до него донести.
Говоря короче, это общий принцип преподавания: если хочешь ученика чему-то научить, необходимо заранее знать самому БОЛЬШЕ, чем собираешься ему преподать.
-- 22.05.2019, 18:20 --Еще одно простое, бытовое соображение. Когда кому-то что-то объясняешь, то волей-неволей сам вновь сосредотачиваешься на данном предмете. А сосредоточение, естественно, способно привести (и приводит) к дополнительному пониманию.