2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Проблемы с ОДЗ
Сообщение21.07.2019, 09:55 
Аватара пользователя


26/08/16
91
Москва
Здравствуйте!

Прохожу сейчас задачник Сканави.

Вот есть задача: упростить выражение

$$ \frac{ a^{\frac12} + ab^{-1} }{ a^{-\frac13} - a^{-\frac16}b^{-\frac13} + b^{-\frac23} } $$

С самим упрощением проблем нет. Но есть проблемы с нахождением ОДЗ.

Вот мой вариант:

$$ a > 0, \ b\neq 0, \ ??? $$

Вместо вопросов еще нужно посчитать, чтобы знаменатель выражения не был равен нулю. С этим у меня как раз проблема.

В решебнике вот такое ОДЗ:

$$ a \geq 0,\ b\neq 0,\ b^{\frac23} - a^{\frac16}b^{\frac13}+a^{\frac13}\neq 0  $$

У меня возникает два вопроса:
1. Почему в решебнике $ a \geq 0 $ (то есть может равняться $0$), когда в знаменателе исходной дроби видим $ a^{-\frac13} = \frac{1}{a^{\frac13}} $?
2. Почему в ОДЗ просто записан знаменатель $\neq 0$? Разве не нужно высчитывать до конца?

Это не первый раз, когда я вижу подобные ОДЗ. В некоторых других задачах того же типа тоже встречал помещение большого выражения в ОДЗ в стиле $\neq 0$. Разве так правильно делать?

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение21.07.2019, 11:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
А что за "решебник"? В самом Сканави дан только ответ. (Это номер 1.062 по изданию 1992, номер полностью выглядит как
    "упростить выражение $\dfrac{a\big{\vphantom{)}}^{1/2}+ab^{-1}}{a\big{\vphantom{)}}^{-1/3}-a\big{\vphantom{)}}^{-1/6}\,b\big{\vphantom{)}}^{-1/3}+b\big{\vphantom{)}}^{-2/3}}-\dfrac{a}{\sqrt[3\,]{b}}$ ",
никакого ОДЗ там нет, ответ в задачнике $a\big{\vphantom{)}}^{5/6}.$)

"Решебники" к известным задачам часто пишутся людьми менее высокой квалификации, там могут быть и авторские ошибки, и ошибки при подготовке к печати.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение21.07.2019, 11:39 
Аватара пользователя


26/08/16
91
Москва
Munin, решебник - "Полный сборник решений задач по математике для поступающих в ВУЗы. Группа А".

Munin в сообщении #1406241 писал(а):
никакого ОДЗ там нет

Все правильно. В ответах самого задачника ОДЗ нет. А в решебнике для каждой задачи этого типа оно есть (за исключением случаев, когда значения переменных указаны явно).

Вот я и подумал. У нас ведь есть корни в выражениях, а значит, в ходе преобразований, могут появиться и модули.
Если выражение под корнем всегда $ > 0 $, то модуль можно опустить.
Но чтобы правильно работать с такими вещами надо ведь ОДЗ считать?

Или я чего-то не понимаю?

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение21.07.2019, 12:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Как ни странно, решебник тоже под редакцией Сканави. Там это номер 2.067. (То, что вы не указали номера, хамство.)

К сожалению, хорошего про это решение я сказать не могу. Там есть гораздо более грубая ошибка. ($a\ge 0$ вместо $a>0$ можно счесть за помарку.) А именно, там заменяют
    $\sqrt[3\,]{b}\to\sqrt[6\,]{b^2}$
    $b\to\sqrt[6\,]{b^6}$
что при заявленном ОДЗ ($b\ne 0$) просто неверно. В лучшем случае следовало бы написать
    $\sqrt[3\,]{b}\to\sqrt[6\,]{b^2}\cdot\operatorname{sgn}(b)$
    $b\to\sqrt[6\,]{b^6}\cdot\operatorname{sgn}(b)$
Либо отдельно рассматривать случаи при $b>0$ и при $b<0.$

CMTV в сообщении #1406243 писал(а):
Вот я и подумал. У нас ведь есть корни в выражениях, а значит, в ходе преобразований, могут появиться и модули.
Если выражение под корнем всегда $ > 0 $, то модуль можно опустить.
Но чтобы правильно работать с такими вещами надо ведь ОДЗ считать?
Или я чего-то не понимаю?

Это верное соображение.

Но как раз на него не влияет, решим ли мы уравнение $b\big{\vphantom{)}}^{2/3}-a\big{\vphantom{)}}^{1/6}\,b\big{\vphantom{)}}^{1/3}+a\big{\vphantom{)}}^{1/3}\ne 0,$ или оставим в "сыром" виде.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение21.07.2019, 13:15 
Заслуженный участник


20/12/10
9062
CMTV в сообщении #1406243 писал(а):
Но чтобы правильно работать с такими вещами надо ведь ОДЗ считать?
Вообще говоря, да. Смысл в том, что левая и правая часть тождества могут быть определены на разных множествах, и если мы одну из них хотим заменить на другую (например, в каких-нибудь вычислениях), то это можно делать только на пересечении этих множеств.

В данном случае Вы правильно нашли ОДЗ: очевидно, условия $a>0$ и $b \neq 0$ необходимы, но они и достаточны: знаменатель при выполнении этих условий автоматически отличен от нуля (ибо $x^2-xy+y^2=0$ тогда и только тогда, когда $x=y=0$ --- это легкое упражнение).

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение21.07.2019, 13:26 
Аватара пользователя


26/08/16
91
Москва
Munin и nnosipov, спасибо за помощь! (номера впредь буду указывать)

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение21.07.2019, 14:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
nnosipov в сообщении #1406258 писал(а):
ибо $x^2-xy+y^2=0$ тогда и только тогда, когда $x=y=0$ --- это легкое упражнение

Точно, а я поленился проверять :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение21.07.2019, 17:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Всё-таки $b^{-\frac{1}3}$ это не то же самое, что $\sqrt[3\,]{b}$. В некоторых книжках это не учитывается, но в ЕГЭ, насколько я знаю, в таком выражении считается, что $b>0$

Но я заметила, что некоторые учебники как-то легкомысленно относятся к ОДЗ в задачах упрощения выражений.

Кстати, $\dfrac{a^{1/2}+ab^{-1}}{a^{-1/3}-a^{-1/6} b^{-1/3}+b^{-2/3}}-\dfrac{a}{\sqrt[3\,]{b}}$ совпадает с $a^{5/6}$ при условии, что $b>0$, так как ограничения на $a$ слева и справа одинаковые.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение21.07.2019, 18:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
provincialka в сообщении #1406294 писал(а):
Кстати, $\dfrac{a^{1/2}+ab^{-1}}{a^{-1/3}-a^{-1/6} b^{-1/3}+b^{-2/3}}-\dfrac{a}{\sqrt[3\,]{b}}$ совпадает с $a^{5/6}$ при условии, что $b>0$

Я тут прикинул, при $b<0$ тоже совпадает. То есть, просто решение в решебнике неправильное, а если действовать более аккуратно, можно прийти к тому же ответу через правильное решение.

provincialka в сообщении #1406294 писал(а):
в ЕГЭ, насколько я знаю, в таком выражении считается, что $b>0$

Сканави был написан за несколько десятилетий до ЕГЭ, слава богу. И в нём, в теоретической части, ничего не сказано о том, чтобы такое считалось.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение21.07.2019, 19:39 
Заслуженный участник


20/12/10
9062
provincialka в сообщении #1406294 писал(а):
Всё-таки $b^{-\frac{1}3}$ это не то же самое, что $\sqrt[3\,]{b}$. В некоторых книжках это не учитывается, но в ЕГЭ, насколько я знаю, в таком выражении считается, что $b>0$
Да, действительно, я этот момент упустил.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение21.07.2019, 21:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Munin в сообщении #1406299 писал(а):
Я тут прикинул, при $b<0$ тоже совпадает.

Вопрос "философский". Это от определений зависит.
Вы же сами критиковали решение:
Munin в сообщении #1406251 писал(а):
А именно, там заменяют
$\sqrt[3\,]{b}\to\sqrt[6\,]{b^2}$

Но ведь $1/3=2/6$. Так что, от греха подальше, лучше считать, что степень с ненатуральным показателем задана только для положительных оснований.
В таком случае исходное выражение существует для всех $a>0, b>0$, а окончательное при более слабых условиях $a>0$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение21.07.2019, 22:28 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Да, господа, вы правы, в Сканави не написано, как понимать степени с рациональным показателем. Используется значок корня, для которого перечислены свойства для натуральной степени корня $>1,$ и неотрицательного подкоренного выражения. И используются свойства степени с произвольным показателем, но без операции деления в показателе. То есть, $a\big{\vphantom{)}}^{m/n}$ понимай как хочешь :-( А в заданиях такое есть (редко, в основном корни).

    (Оффтоп)

    Есть ещё книжка Сканави. Элементарная математика, но задачник на неё не ссылается.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение22.07.2019, 00:00 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Тут было несколько обсуждений о том, что в школе делать с корнями и степенями, где в том числе и я что-то наверно страшное писал (давно). Сейчас вот подумал: а может вообще ну эту степень с произвольным показателем в школе-то? При желании $\exp(a\ln x)$, и хватит — притом и область определения у $x$ тут автоматически $\mathbb R_{>0}$. И вроде про экспоненту и логарифм полезнее узнать раньше, чем про степень такую, которая например в $\mathbb C$ простым способом не переносится.

-- Пн июл 22, 2019 02:02:25 --

Впрочем пока показатели только рациональные как конкретно здесь, мой аргумент никого не убедит и получается совсем оффтопным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение22.07.2019, 00:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Ну вы знаете, математика, особенно школьная, постоянно стоит на позиции, что ей хочется рассказать что-то своё, что интересно ей, а не что интересно, например, физике или другим приложениям. А в математике всякие выражения с радикалами - богатое поле именно алгебраических упражнений. $\exp$ и $\ln$ сюда не вписываются.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблемы с ОДЗ
Сообщение22.07.2019, 00:37 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Munin в сообщении #1406360 писал(а):
А в математике всякие выражения с радикалами - богатое поле именно алгебраических упражнений. $\exp$ и $\ln$ сюда не вписываются.
Так я же не предлагаю отказываться и от тригонометрии.

(Оффтоп)

:mrgreen: Вообще конечно это спорно. Что там в начале, выглядит разумно, но под конец уже почему-то «как я здесь очутился». Хотя стоит пересмотреть, что там пишут сейчас, тем более что я практически не помню, что страшного было у меня.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group