Добрый день! С удовольствием читаю великолепные ответы постоянных участников форума на вопросы раздела «Помогите разобраться». Прошу извинить, если мои вопросы покажутся слишком простыми и касаются тем, достаточно подробно изложенных в школьных учебниках. Но к сожалению, знание формулировок физических законов не всегда позволяет правильно понять их физический смысл.
Итак, помогите разобраться в детском вопросе:
Один из вариантов выражения Первого закона термодинамики выглядит так:
«Количество теплоты
, передаваемое системе равно суме изменения ее внутренней энергии
и работы
».
Но при этом, мне (и уверяю, очень многим) непонятно, действительно ли выполнение работы (неважно, в замкнутой или незамкнутой системе) в итоге уменьшает количество теплоты, передаваемой окружающим телам? Вопрос, скорее всего, сформулирован неправильно, поэтому поясню на примере:
Допустим, имеется 1 кг топлива с теплотворной способностью
. Если мы просто сожжем это топливо (в камере или просто в атмосфере), то вся теплота сгорания топлива
полностью поглотится воздухом, атмосферой, стенками камеры и т.д., то есть вся теплота
превратится в изменение внутренней энергии
окружающих тел (так как Работа
). Это вроде бы правильно?
Теперь представим себе, что этот 1 кг топлива сгорел в двигателе автомобиля, который на этом топливе проехал некий участок пути (путь
). Соответственно, одна часть образовавшейся в двигателе теплоты (допустим, 50%) преобразовалась в работу по перемещению массы автомобиля на расстояние
, а другая часть теплоты (50%) была потеряна через выхлопную трубу и стенки двигателя, то есть, передана окружающим телам (воздуху и т.д.). Для упрощения представим, что автомобиль уже двигался в в начале участка с той же скоростью, что и потом, при сжигании в его двигателе 1 кг топлива, и затем выехал за конец участка с той же скоростью). И в соответствии с Первым законом термодинамики, получается, что
в этом случае будет вдвое меньше, чем при простом сжигании топлива (понимаю, что в любом случае не точно вдвое, но это в данном случае неважно). Само по себе, это всего лишь следование формуле, и в этом вроде бы ничего удивительного нет. Но означает ли это (физический смысл), что в варианте сжигания топлива в двигателе автомобиля, окружающие тела (воздух и т.д.) нагреются меньше, чем в первом случае (то есть при простом сжигании)?
По правилам форума, пробую предложить решение сам и не знаю, какой из вариантов ответов и рассуждений правилен:
1. Часть теплоты, выделяемой при сгорании топлива в двигателе, превратилась в механическую работу. Поэтому окружающим телам будет передано меньше теплоты, чем при простом сжигании топлива. Окружающие тела (воздух, колеса, дорога и т.д.) нагреются меньше, чем при простом сжигании топлива (даже с учетом частичного обратного превращения механической энергии в тепло при трении). Это прямо следует из Первого закона термодинамики.
2. Несмотря на превращение части теплоты в работу, вся выделившаяся при сгорании топлива в двигателе теплота в итоге полностью перейдет к окружающим телам, так как при движении автомобиля совершается работа против силы трения (качения, о воздух и т.д.), и выделяющаяся при этом за счет трения теплота количественно равна работе
. Окружающие тела (воздух, колеса, дорога и т.д.) в итоге нагреются точно также, как и при простом сжигании топлива. Возможно, это следует из Закона сохранения энергии.
Вот вроде бы простейший вопрос, но разъяснения нигде не нашел. Я по образованию химик, и на вопросы по химии подобного примитивного уровня ответил бы легко. Между тем, знакомый д.т.н., заявивший про себя то же о физике, затруднился ответить. И все же, как правильно? 1-й или 2-й вариант? И почему? (В этой теме у меня потом будут и более сложные примеры, хотя и все о том же, не ругайтесь сильно, просто хочу разобраться).