За отправную точку своей "методологии" автор берёт т. Гёделя…
Это не так. Отправная точка – конкретизация понятий абсолютной и относительной истины. В первых вариантах работы т. Геделя вообще не упоминалась.
Мне такие варианты не попадались. Но попытки увязать проблемы теоретической физики с т.Гёделя говорят о непонимании фактического материала (теоремы и условий её применимости, сути актуальных проблем теорфизики, а также и оснований физики вообще).
Цитата:
… из ложных посылок можно получить, что угодно.
Какие именно посылки представляются ложными или необоснованными? Ваш критерий "ложности" не затруднит?
Собственно я процитировал ложное утверждение из Вашей статьи. Во-первых, утверждение "посылки теории, описывающей какой-либо круг явлений, в рамках этой теории не выводятся" напрямую из т. Гёделя не следует - нужно аккуратно разбираться, можем ли мы в данном конкретном случае сделать такое утверждение. Во-вторых, даже если оно справедливо, из него не следует, что "исходные положения наиболее общей физической теории должны лежать за рамками предмета физической науки, суть объективной реальности". Утверждение т. Гёделя относится к формальной системе, т.е. математической модели теории, а основания физики - эксперимент, данные наблюдений (заведомо лежат за пределами). Невозможность установления истинности или ложности отдельных утверждений в рамках самой теории не представляет проблемы для физики, т.к. истинность выводов естественнонаучных теорий устанавливается на практике, а не путём чисто формальных логических рассуждений. Это при узком взгляде. Если смотреть шире, замахиваться на общефизическую единую теорию, как Вы пишете, и пытаться утверждать что её исходные посылки лежат "за рамками... объективной реальности" (тут, получается, Вы почему-то смешали воедино теорию, т.е. модель реальности, и саму моделируемую реальность), то сперва надо вернуться к истокам и показать, что гипотетическая единая теория (формальная система) удовлетоворяет условиям т. Гёделя.
В сухом остатке: автор, вероятно, имеет какую-то метафизическую "схему", которая, как ему кажется, решит проблемы современной теорфизики (в которой он, не имея соответствующего образования, разбирается слабо). Без обиняков тащить метафизику в современную науку автор почему-то постеснялся (хотя этим не гнушаются и некоторые современные физики-теоретики), а потому придумал "финт" со ссылкой на т.Гёделя (финт, потому что данные рассуждения кажутся правдоподобными и что-то обосновывающими только людям, не знакомым с упомянутой теоремой, либо лишь что-то слышавшим о ней, но не вникавшим в суть и не знакомым с доказательством). И это под заголовком "Методология". С такой методологией получить что-либо стоящее вряд ли возможно. Поэтому дальше "просмотрел по диагонали и осуждаю". Вам станет легче, если напишу: "Читал и осуждаю (не разделяю)"? Хорошо, почитаю (но надежды, "что далее будет интересно и весьма здраво", мало).
Цитата:
Печально, что подобные статьи появляются в некогда уважаемом журнале "Знание - сила"…
Перед публикацией работа была направлена редакцией ЗС на отзыв д-ру философии А. Крушанову (ИФ РАН). Несколько фрагментов оного:
"Могу вполне определенно утверждать, что статья написана подготовленным человеком с хорошей головой… материал провоцирует полезные размышления, чаще всего не типичные для тех, кто занимается конкретным научным поиском. И в этом своем провокативном и в оригинально содержательном качестве… может оказаться интересным и полезным… мне кажется, автору стоило бы подработать свое введение… кратко рассказать, почему его заинтересовала данная тема? А то введение оказалось голой претензией, не очень убеждающей, что далее будет интересно и весьма здраво".Оставил без изменений – на мой взгляд, все там правильно. В науке принято рассматривать содержание работы, а не личность автора и его мотивацию.
Предварительная переписка велась непосредственно с ген. директором ж-ла, И.А.Харичевым. Если кто-то не в теме - по образованию астрофизик, кандидат физ-мат. наук, то есть человек, смею полагать, компетентный в вопросе не менее, чем большинство "корифеев"
местного разлива.
Вряд ли гендиректор "ЗС" вникал в содержание статьи, скорее положился на мнение рецензента. А я соглашусь с рецензентом, что "материал провоцирует полезные размышления" и, возможно, "в этом своем провокативном и в оригинально содержательном качестве… может оказаться интересным и полезным". Однако это совсем не означает, что материал содержит верные и ценные сами по себе рассуждения и утверждения (скорее наоборот). Другими словами, затрагиваются интересные вопросы, но авторские ответы на них - полная ерунда, хотя над темой стоит поразмыслить.
Я ни в коем случае не сужу о работе по личности автора (тем более, что с ним не знаком, знаю только что тема статьи для него не профильная). А мотивы... Естественно, ценность работы не зависит от мотивов (вспомним хотя бы открытия в астрономии и химии, сделанные астрологами и алхимиками), однако мотив вроде "не знаю, чем вы тут занимаетесь/не разобрался в вашей теории, но у меня есть прекрасная идея, как решить все ваши проблемы" немного настораживает (по этому поводу есть хорошее высказывание и у Р.Фейнмана в "Вы, конечно, шутите..." - про подбор кода к замку).
(Про Зенона)
Зенон рассуждал в рамках представлений о движении в неком абсолютном пространстве и времени, несостоятельность которого через 2,5 тыщи лет была показана Эйнштейном.
Комментарий дан Вами к "Стреле". Получается, с выводами Зенона о неподвижности стрелы все были согласны, пока Эйнштейн не показал несостоятельность понятия абсолютного пространства? Если нет, то к чему это вообще?