В Царскосельском Лицее во времена учёбы Пушкина шкала была нелинейной. Наивысшая оценка - 1 (отлично), затем 2 (очень хорошо), 3 (хорошо) и 4 (посредственно), но отсутствие знаний - 0. Возможно, по аналогии со шкалой чинов - 1 класс фельдмаршал или канцлер, а 4 - простой генерал-майор, а неслужащий, "недоросль" классного чина не имеет, 0.
Поскольку Лицей, как и почти все учебные заведения Российской Империи, готовил к государственной службе (за вычетом духовных заведений, а также низших школ для крестьянских и мещанских детей), такая аналогия осмыслена. При этом в зависимости от уровня образования менялась "начальная точка", чин, которым принимали на службу: при отсутствии формального образования надо было начинать с писца, уездное училище обеспечивало неклассные чины канцеляриста или губернского регистратора, и только после выслуги "коллежский регистратор - почти что император!", гимназия сразу начинала с классного чина, а высшее образование - с 10 класса для "действительных студентов" и 9 с "кандидатов университета" (закончивших курс и закончивших с отличием, соответственно), магистр начинал с 8 класса. Некоторые учебные заведения (Лицей в их числе, а также Школа Правоведения и некоторые другие) были "средними с правами высших", выпускники получали чины наравне с университантами, хотя высшего образования не имели.
Потом (с 1834, уточнив в 1848) в Лицее ввели монотонную 12-балльную (7 уровней, а в пределах уровня можно было уточнять), как и в других учебных заведениях:
Цитата:
1 - отлично хороший успех
«ученик твердо знает все пройденное весьма основательно, отвечает идею ясно, опровергает все возражения»
12 баллов
2 - весьма хороший успех
«знает пройденное основательно, отвечает определительно, важнейшие вопросы разрешает, выражается ясно и связно»
11-10 баллов
3 - хороший успех
«знает пройденное хорошо, но идеи развивает не совсем точно, вопросы разрешает иногда не свободно, говорит не довольно плавно, повторяется»
9-8 баллов
4 -успех удовлетворительный
«понимает и знает все пройденное довольно хорошо, отвечает неточно, но пропущенное вспоминает легко, при вопросах затрудняется, выражается неточно и неясно» .
7 баллов
5 - посредственный успех
«знает посредственно, понимает многое неясно, сбивчиво, отвечает с ошибками и говорит заученное наизусть» .
6-5 баллов
6 - худой успех
«много не знает или ошибочно понимает; впрочем, оставшись в классе в будущем году, курсу следовать может» .
4- 3 баллов
7 - весьма худой успех
«так мало знает, или так худо понимает, что курсу и в будущем году следовать не может и должен быть переведен на низший класс» .
2-1 баллов
Баллом «0» отмечалось совершенное незнание предметов.
В других учебных заведениях Министерство Просвещения в 1837 году ввело пятибалльную шкалу: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «3» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные, но постепенно шкала ужалась, уже в XIX веке оценка "1" ставилась только за невыполненную вовсе работу.
В учебных заведениях иных ведомств (военных, духовных и т.п.; тот же Лицей уже был учебным заведением МВД, "полицейской академией") могла сохраняться иная система, например, описанная 12-балльная. Однако оценка "12" обычно ставилась только по Закону Божию, где низкая оценка означала не неспособность, а "в вере не твёрд" и нелоялен. 12 баллов, полученных будущим адмиралом Крыловым на экзамене, было редким исключением, он "срезал экзаменатора", доказав, что его, Крылова, решение задачи было правильно, и экзаменатор заявил "мы с вами стоим на одном уровне".
С развитием Гугла, Википедии и т.п. средств "быстро осведомиться", а равно усилиями прессы появляется необходимость комплексного подхода к оценка знаний, причём некоторые заслужили чисто мнимые оценки.