Оговорюсь, что я пишу дальше, то всё это сопровождаю знаками вопроса(там где их нет, там я их забыл проставить), я сам точно ничего не знаю, не утверждаю и все это один большой вопрос. Скажу также о мотивах, так бывает, что иногда меня пробирают приступы любопытства, и поднял эту тему исключительно в целях самоудовлетворения исключительно любопытства, никаких других целей(особенно таких как троллинг или подрыв веры в царя и отечество и пр. скреп) я действительно не преследую...
(Оффтоп)
Я лично смутно вспоминаю(но мог что и перепутать, но все же я это помню) передачу просмотренную мной, то ли по тв, то ли по ютуб, где он говорил, что вся история придумана колдунами, а он нашел истинную Люберию, у него есть истинные документы, которые проливают свет как оно всё на самом деле, и в 16-ом веке при Иване Грозном без колдунов ученных очень хорошо жили, но ему не дают публиковать находки эти, не дословно, но суть такая.
Меня изначально интересовало, следующее:
Сам Стерлигов, как я понимаю, говорит, что нашел или частично нашел Либерию, среди прочего и "лицевой свод" ? Если не нашел, то откуда у него этот "лицевой свод" и где он был все это время? Это реально исторический документ или фальшивка? Я нашел в сети интернет библиотеку "руниверс", в ней есть этот свод в электронном виде, вот цитата со страницы для скачивания:
Цитата:
АНО «Руниверс» выражает благодарность «Обществу любителей древней письменности» и лично Стерлигову Герману Львовичу за предоставленные исходные материалы и помощь в подготовке публикаций.
http://www.runivers.ru/lib/book6958/Т.е. общество Стерлигова предоставило этот свод, но откуда оно его взяло?
Дальнейшие поиски в сети интернет показали, что публик(овало/кует) это произведение в иллюстрированном виде издательство Актеон,
вот интервью с директором. Ниже цитаты и мои вопросы по ним:
Цитата:
Лицевой свод дошёл до наших дней в 10 томах, находящихся в разных древлехранилищах: Библиотека Российской Академии наук и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге и Государственный Исторический музей в Москве.
...
Фирма «АКТЕОН» совместно с хранителями несколько лет назад впервые осуществила научное факсимильное издание «Лицевой летописный свод XVI века».
...
В отличие от некоторых редактированных, недостоверных, перекопированных с низкокачественных бумажных переизданий версий, которые можно найти в сети, наша публикация является первоисточником этого ценнейшего документа. Она предоставлена издательством «АКТЕОН», сотрудники которого осуществили непосредственное сканирование лицевого свода, хранящегося в российских древлехранилищах.
О каких 10-ти томах оригиналах идет речь?
Оно так и называется
"лицевой свод"?
Я зашел на сайт Российской национальной библиотеки, там попробовал поискать поиском в каталоге по запросу
"лицевой свод".
Про
"лицевой свод 16-ого века" находятся в основном новые книги (одна)90-х, 2000-х и далее, есть книга 1886-ого,(
"Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-й. Сост. Федор Буслаев. Москва, в Синодальной типографии 1884 г"), но она судя по всему не имеет отношения к
"лицевому своду 16-ого века". И отдельно нашелся
"ОР F.IV.151 Лицевой летописный свод. ("Лицевой хронограф") 60-е - 70-е гг. XVI в.", это какбы оно и есть?
Судя по ссылкам и описанию, как понимаю я, это произведение было представлено впервые в 2011-ом году на некой выставке, это оцифрованная копия с этой выставки? Это произведение похоже на те, что публикует Актеон, но они же публикуют
"летописный свод" с 2004-ого. Это его оцифрованная копия, а где оригинал 16-ого века?
Насколько вообще такие рисунки, оформление, написание и пр. типичны для московского княжества 16-ого века? Дальше, если идти по ссылке на сайт музея, читаю следующую историю:
Цитата:
Поступил в 1827 году
Рукопись является частью Лицевого летописного свода, созданного по заказу царя Ивана IV Васильевича Грозного во второй половине XVI века. Свод долгое время хранился в царской книгохранительнице, в 1683 году передан в Мастерскую палату и вскоре разрознен на части, каждая из которых имела свою судьбу. Сведения о Лицевом Хронографе прослеживаются в каталогах библиотеки Печатного двора (1727 и около 1775). В 1786 году этот том фигурирует в описи книг Типографской библиотеки, предназначенных для передачи в Синодальную библиотеку. В начале XIX века том принадлежал греческому дворянину Зою Павловичу Зосиме, крупному коммерсанту и благотворителю
Поступил в 1827 году куда? О какой мастерской палате идет речь ?
Царская мастерская палата вроде как-то вроде не в тему.
Почему был разрознен? Как у Зосимы собрались все части, он их специально собирал? Как получилось, что потом опять стал разрознен?
Работы по
"лицевому своду" в основном Амосова А.А и Морозова В.В., 90-х - 2000-х, самая ранняя, что я нашел Амосова А. А.
"Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Опыт комплекс. источниковед. исслед. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.ист.н 1991г"( я не нашел оцифрованной версии в интернет, если у кого есть поделитесь, пожалуйста, ссылкой). Как получилось, что никто раньше особо не занимался этим образцом русской живописи и письменности?
Цитата:
на почти 10 тысячах листах рукописи представлено более 17,5 тыс. книжных миниатюр, ни разу не повторяющихся, вплетённых в канву повествования.
....
Многие поколения историков и филологов мечтали о появлении факсимильного издания этого памятника, и только благодаря новым технологиям XXI века и решимости нашего коллектива начать эту работу и довести её до конца стало возможным издание это книжного памятника.
Если в 16-ом веке это могли нарисовать, написать, почему не могли перерисовать в 17-ом, 18-ом, 19-ом, 20-ом , особенно если многие поколения прямо так мечтали о появлении копии этого издания?
Цитата:
Когда мы подбирали материал для издания, мы обратились за консультацией в Президиум Российской академии наук и в Археографическую комиссию при Академии наук. На вопрос, что самого выдающегося из книжных русских памятников имеется в древлехранилищах, нам однозначно ответили, что это Лицевой летописный свод, не имеющий аналогов ни в России, ни за рубежом.
Насколько это так? Действительно ничего более выдающегося не имеется?
Цитата:
Появились также цифровые технологии, во многом разработанные специалистами нашего издательства, которые позволяли виртуально распрямлять образы раскрытых книг, совмещать лицо и оборот листов без малейшего искажения цветов книжных миниатюр. И, наконец, нашей фирмой была закуплена первая в стране цифровая типография, позволяющая осуществлять малотиражное производство, фактически производство книг на заказ на высочайшем уровне.
Издательство Атеон создана в 2004-ом году, надо полагать до 2004-ого в РФ существовали исключительно аналоговые типографии?)))
По некоторым источникам Стерлигов, вообще
не проводил реальных раскопок. Я же впервые про
"лицевой свод" услышал именно от Стерлигова(из ютуба или тв ) и думал это какой-то чисто его авторский концепт, когда прочитал статью в википедии, то удивился. Насколько
"лицевой свод" признанный документ?
Версии, что Либерия - миф, а лицевой свод - фальшивка и/или сборник совершенно разнородных произведений разных времен, имеются ли такие версии впринципе среди профессиональных ученных-историков?
Этот форум больше по точным наукам, может кто может подсказать место в интернете, где много хороших историков(именно научных историков(не альтернативных и не сильно православных), чтобы задать эти вопросы специалистам?