Господа, если кто может, объясните, пожалуйста, кому это нетрудно, как же все-таки обстоит дело с диффузией.
уже всё отлично объяснили, дали хорошие советы, и даже полезные упражнения сформулировали.
Частицы в любом веществе не стоят на месте, а совершают хаотическое тепловое движение (поскольку абсолютная температура
В частности, атомы в кристаллической решётке всё время хаотическим образом колеблются вблизи своих положений равновесия. Свободные электроны и дырки в веществе всё время испытывают на себе действие сил со стороны колеблющихся атомов (силы эти электрического происхождения, но ещё и законы квантовой механики важны во всей этой картине). Наглядно говоря: все частицы всё время испытывают хаотические толчки друг от друга, и поэтому подвижные частицы хаотично перемещаются в разные стороны. И поэтому, где окажется тот или иной электрон (или дырка) в тот или иной момент времени, - это зависит от "игры случая", т.е. определяется вероятностями перемещения частиц в разные стороны.
Элементарный пример для наглядности:
Допустим, в начальном состоянии в левой половине куска вещества (или сосуда с жидкостью, и т.п.) мы поместили много каких-то частиц "А", а в правой половине их нет совсем. Другими словами, пусть сначала слева концентрация частиц "А" высокая, а справа их концентрация равна нулю.
Из-за хаотического теплового движения всех частиц у каждой частицы отлична от нуля вероятность за некоторое время переместиться слева направо. По той же причине есть ненулевая вероятность переместиться и справа налево. Другими словами, если частица "А" сначала была в левой половине сосуда, то она с какой-то вероятностью через некоторое время окажется в правой половине сосуда.
(И, внимание, затем у неё будет по-прежнему отличной от нуля вероятность всё так же хаотически смещаться ещё дальше направо. И будет отличной от нуля вероятность смещаться назад, налево. Вот этот простой факт важно не упускать из виду: если частица при хаотическом движении за какое-то время куда-то ушла от начального положения, то она
не обязательно за следующий промежуток времени вернётся назад: да, вероятность возврата назад отлична от нуля, но и вероятность идти дальше прочь от начального положения отлична от нуля. То есть имеется ненулевая вероятность того, что с течением времени частица всё дальше и дальше уходит от начального положения. Так и получается диффузия.)
Сколько же частиц "А" окажется через некоторое время в правой половине? Просто так, от балды, трудно угадать точный ответ. Надо ответ вычислять, через вероятности. Но, грубо, интуитивно, можно так думать: помножив вероятность перехода слева направо одной частицы на количество частиц, имевшихся в левой половине, получаем оценку для количества частиц, перешедших в правую половину. А сколько частиц пришло, наоборот, справа налево? Помножив вероятность перехода налево одной частицы на количество частиц, имевшихся в правой половине (а их там сначала было нуль!), получаем нуль. Вот, примерно это и есть начальная стадия диффузии.
А что будет дальше? Опять-таки: ответ необходимо вычислять. Но и чисто интуитивно понятно, что на следующем промежутке времени слева направо перейдёт меньше частиц: ведь теперь прежнюю вероятность перехода придётся умножать на уже уменьшившееся количество частиц "А" в левой половине. А справа налево перейдёт теперь не ноль частиц, потому что вероятность перехода будет умножаться на уже появившееся ненулевое количество частиц "А" в правой половине.
И так далее. Таким образом, за счёт хаотического теплового блуждания частиц "А" их количество уменьшается там, где их поначалу было много, и увеличивается там, где их не было совсем, или было мало. Другими словами: концентрация частиц "А" в разных элементах объёма со временем выравнивается.
Есть и много других вариантов подобной задачки. Например, если ввести в рассмотрение ещё какие-то частицы "Б", то к ним будет применимо аналогичное представление о диффузии (но, может быть, с важными количественными отличиями, если подвижности частиц "А" и "Б" сильно различаются.) Ещё важный вариант: если частицы "А", допустим, это свободные электроны, и обе половины была поначалу электрически нейтральными, то по мере ухода электронов из одной половины там будет оставаться нескомпенсированный положительный заряд ионов "Б" (у ионов ничтожно малая подвижность, поэтому их диффузией можно пренебрегать на тех временах, где существенна диффузия электронов). Тем самым появится электрическое поле, тянущее электроны назад. В этом варианте не произойдёт выравнивания концентраций; распределение зарядов установится таким, при котором диффузионный ток электронов в сторону их меньшей концентрации компенсируется полевым током электронов в обратном направлении. Детальная картина выясняется расчётом.
Все подобные сюжеты - существенно количественные, и поэтому серьёзный разговор о них возможен только на языке формул, графиков, чертежей.
Физика вообще наука сугубо количественная, поскольку в ней везде идёт речь об измеряемых
величинах (ток, напряжение, концентрация, подвижность, температура и т.д.) так что её естественный язык - формулы, уравнения, графики функций, таблицы. И техника, инженерная деятельность, - всё это немыслимо без формул и чертежей.
Так что, если господин
Manolo действительно желает разобраться в физических явлениях, а не троллингом здесь заниматься (на который, кстати, его сообщения очень похожи :-), то ему следует отказаться от
дурацкого условия "объясните мне всё без формул, не как в книгах, своими словами", и вникать в книги по физике именно с формулами и графиками.
Люди научились излагать суть физических явлений формулами не для того, чтобы всё казалось непонятным, а ровно наоборот - чтобы непонятное стало понятным, чтобы разбираться в физике было легче, а не труднее! Формулы это язык, который однажды необходимо научиться понимать, как когда-то Вы научились говорить на бытовом языке. Объяснять физику без формул незнайке - безнадёжно; это примерно то же, что трёхлетнему ребёнку объяснять устройство телевизора.
Alex-Yu совершенно прав, начинать надо с последовательного изучения школьной программы; и не останавливаться на этом, а изучить затем курсы математики и физики для технического ВУЗа.
Ниже даю ссылку на неплохую книгу, которую могут понять вдумчивые школьники старших классов. А если в конце-концов одолеть книгу и понять даже простые физичекие закономерности не удастся, то сильно расстраиваться не надо: есть ведь вполне полезные и уважаемые занятия, где не требуется знания книг и формул: можно пойти, например, котлеты жарить, или торговать бананами, или подметать улицы.
Книжка начального уровня (из библиотечки "Квант", годится для школьников старших классов) про физику полупроводников и про полупроводниковые приборы: